Арктике сегодня уделяется особое внимание на фоне ожидания вступления в НАТО двух арктических государств (Финляндии и Швеции), недавнего принятия Соединенными Штатами новой Арктической стратегии и продолжающихся военных учений в регионе. Аналитики The Hill указали на "очевидные и потенциально долгосрочные" последствия для Арктики в результате российской спецоперации на Украине.
Эксперты выделили десять самых значительных последствий.
1. Изменение геополитических позиций.
Геополитический расклад арктических государств аналитики сочли однозначным фундаментальным следствием украинского конфликта. Принятие в НАТО Финляндии и Швеции наряду с продолжающимися боевыми действиями "делают сотрудничество с Россией в области военной безопасности в Арктике трудным, если не немыслимым".
2. Сомнения в будущем Арктического совета.
За Оттавской декларацией об учреждении Арктического совета, подписанной в 1996 году восемью арктическими государствами, последовали четверть века в целом тесного сотрудничества между странами по вопросам устойчивого развития и охраны окружающей среды. Причем вопросы военной безопасности никогда не были частью диалога Совета. Вскоре после начала украинского конфликта Совет приостановил свою работу в соответствии с соглашением семи арктических государств (не считая России). Это решение было принято, пока Москва председательствует в Совете (2021-2023 годы). Когда и в какой форме Совет возобновит работу, неясно. Весьма вероятным видится будущее, в котором Арктический совет не сможет возобновить свою прежнюю деятельность в качестве межправительственного форума сотрудничества.
3. Прерванное экономическое развитие.
Освоение природных ресурсов Арктики — особенно проектов в российской Арктике — было остановлено. Спецоперация повлияла на мировые рынки энергоносителей и твердых полезных ископаемых, а также на цены на них. Экономические санкции в отношении РФ и отток иностранных инвесторов из российской Арктики оказали давление на национальную экономику и замедляют новые разработки арктического сжиженного природного газа (СПГ). Эти вызовы побудили Россию к дальнейшему укреплению своих экономических и стратегических альянсов с Китаем и другими государствами.
4. Повышенное внимание к военной безопасности.
Наращивание военной мощи России в Арктике перед спецоперацией активизировало усилия альянса и отдельных арктических государств по повышению их военного потенциала в регионе. Усиленные операции по мониторингу и надзору, более частые совместные военные учения и увеличение развертывания военно-морских сил и авиации в Арктике стали элементами нового будущего безопасности. Граница Финляндии с Россией (с ее северными районами в пределах Арктики) протяженностью более 800 миль создает новые проблемы для обеспечения безопасности в регионе.
5. Приостановленное научное сотрудничество.
Развитие науки было отличительной чертой арктического сотрудничества, но в настоящее время это направление значительно сокращено. Российские ученые были отрезаны почти от всего арктического научного сотрудничества с Западом. Однако стоит помнить, что географически Россия занимает почти половину арктического пространства, и доступ к наблюдениям для понимания арктической природной системы необходим для получения циркумполярной перспективы глубокого изменения климата.
6. "Коллективный голос" коренных народов.
Коренные народы Арктики были постоянными участниками Арктического совета. Их коллективный голос "был приглушен" приостановкой работы совета. В то же время Приполярный совет инуитов недавно активно участвовал в качестве наблюдателя при Международной морской организации (ИМО).
7. Повышение ответственности международных организаций.
Без Арктического совета как влиятельного форума на отдельные международные организации будет возложено больше ответственности за активное решение вопросов арктической безопасности, охраны окружающей среды, необходимой инфраструктуры, изменения климата и научных исследований. Это органы, в которых регулярно встречаются национальные делегации и технические эксперты, в том числе из России (такие как ИМО, Международная гидрографическая организация и Всемирная метеорологическая организация). Каждый из них должен включать больше дискуссий по Арктике среди многих сложных глобальных вопросов.
8. Изменения в судоходстве.
Ожидания в отношении глобальных перевозок через Северный Ледовитый океан — по сути, новых международных торговых маршрутов — значительно уменьшились, особенно вдоль российской морской Арктики, которая стала более жестко контролироваться. Международные инвестиции в любые трансарктические маршрутные системы, ориентированные на использование российского Северного морского пути (СМП), уже нецелесообразны. Морское сообщение из российской Арктики изменилось, поскольку большинство перевозчиков СПГ и нефтяных танкеров теперь направляются на восток по СМП в Тихий океан в Китай и Индию вместо того, чтобы заходить в европейские порты.
9. Продолжающееся потепление.
Изменение климата в Арктике продолжается быстрыми темпами. Как показывают недавние исследования, Арктика является самым быстро прогревающимся местом на Земле. Международные дискуссии по климату больше не выигрывают от установившегося фокуса Арктического совета на вопросах климата. В Арктике проявляется поразительный парадокс, связанный с продолжающейся разработкой углеводородов в российской Арктике и нарушенными связями с европейскими источниками энергии. Наращивание Россией добычи энергетических ресурсов происходит в эпоху глобального перехода к экономике с нулевым выбросом углерода, что влечет за собой широкие экономические, социальные и экологические последствия.
10. Озабоченность стабильностью управления Арктикой.
Правовой основой для Северного Ледовитого океана остается Конвенция ООН по морскому праву (ЮНКЛОС), но одно из арктических государств (США) остается вне договора. Реализация нескольких статей, имеющих отношение к Северному Ледовитому океану, является весьма спорной. Недавние арктические соглашения о поиске и спасании, загрязнении нефтью и научном сотрудничестве между арктическими государствами не могут быть легко реализованы без тесного сотрудничества с Россией. Международное соглашение о предотвращении нерегулируемого рыболовства в открытом море Центральной части Северного Ледовитого океана (подписанное в 2021 году Японией, Китаем, Южной Кореей и Евросоюзом) столкнется с трудностями при проведении комплексных исследований без прямого участия России. Любые вновь предлагаемые структуры управления в Северном Ледовитом океане заходят в тупик без возможности обеспечить целостные подходы в масштабах всего бассейна.