Жизнь

Психологи объяснили пользу волнения

Психологи объяснили пользу волнения

Волнение дает человеку преимущество перед теми, кто предпочитает держать эти сильные эмоции в себе или вовсе отгораживаться от них. Об этом сообщает "Вокруг света".

Открыто переживающие люди оказываются лучше подготовлены как к хорошим, так и к плохим новостям по итогам жизненно важного, поворотного события. К такому выводу пришли ученые из Калифорнийского университета (США).

В рамках исследования психологи наблюдали за 230 выпускниками юридических школ Калифорнии за две недели до выпускного экзамена и в течение четырех месяцев после него. За весь период наблюдений испытуемые заполнили несколько различных опросников. Таким образом ученые выявляли, насколько высок уровень испытываемой выпускниками тревоги; как много энергии у них отнимают мысли об экзамене; как часто школьники стараются отвлечься или скрыть испытываемые эмоции; насколько уверены в том, что сдадут экзамен; как много времени посвящают мыслям о своих действиях в случае неудачи.

Исследование выявило существование трех стратегий поведения во время ожидания: абстрагирование от происходящего, позитивное отношение к грядущим событиям (рассуждения о возможной неудаче в духе «нет худа без добра») и открытое волнение с ожиданием худшего исхода. Последняя стратегия, называемая учеными «оборонительный пессимизм», подразумевает, что человек готовится к худшему, в то же время надеясь на лучшее.

Из всех испытуемых экзамен сдали 85%. Тех же испытуемых, которые потерпели неудачу, спрашивали о том, согласны ли они с оценкой, могут ли принять ее и чувствуют ли облегчение.

Выяснилось, что участники, положившие силы на то, чтобы отвлечься от неприятных мыслей и волнения, чувствовали во время экзамена большую тревогу, чем остальные. Поэтому данная стратегия была признана неэффективной в период ожидания.

Школьники, сильно волновавшиеся в период ожидания, были приятно удивлены в случае успеха. В том же случае, если им не удавалось сдать экзамен, они демонстрировали сильную мотивацию пересдать его при первой же возможности.

Выпускники, старавшиеся позитивно думать об экзамене, относились к положительному результату сдержанно положительно, к отрицательному — с чувством недоверия и отрицания.