Политика

РПЦ против Константинополя: кто кого переубедит и что дальше

РПЦ против Константинополя: кто кого переубедит и что дальше

Священный синод РПЦ в Минске принял решение прекратить евхаристическое общение с Константинополем. Этот шаг стал ответом на начало предоставления патриархом Варфоломеем автокефалии украинской церкви. Константинопольский патриархат отменил указ 1686 года, передававший дела Киевской митрополии в ведение Московского патриархата, а также снял анафему, наложенную на главу УПЦ КП Филарета. Религиоведы и священники в беседе с Ruposters объяснили, что это значит и какие последствия будет иметь для мира православия.

Протоиерей Дмитрий Смирнов считает, что ничем предоставление автокефалии не грозит. 

Этот томос ничем не грозит, это все равно что мы с вами от газеты КП отрежем кусочек и напишем "миллион рублей" и пойдем в банк менять. Нам скажут: "Вы немножко не в себе". Этот томос ничтожного значения не имеет. Это ничто, мечты стамбульского патриарха. Вообще он не эмитент денежных знаков. 

Украинским политикам, которые предрекают одиночество РПЦ, Дмитрий Смирнов указал на их ошибочные суждения: 

Люди, которые так говорят, никогда не читали Священного писания. "Где двое или трое соберутся во имя мое, там я посреди них". Если из 100 млн православных христиан останется двое или трое, мы не будем одиноки, потому что с нами будет Бог. Затеявшие раскол, даже если их будет 7 млрд, они все равно останутся одиноки, потому что с ними не Бог, а дьявол. Так кто же одинок? 

Протоиерей сравнил ситуацию с 17-м годом, когда русский народ выбирал между Лениным и императором: 

Очень удобный выбор: есть митрополит всея Украины, звать его Онуфрий. Это святой человек, я его знаю 40 лет. Есть предатель, женатый монах, вор и жулик Мишка Денисенко, который называет себя Филаретом. И вот каждый украинец выбирает: либо Онуфрия святого, либо вот этого проходимца. Очень просто, как русский народ в 17-м году. Онуфрий никакой автокефалии не просил, а тут она приехала на троянском коне. Я уверен, большинство пальцем не покажут, где Стамбул на карте. Все тут настолько наглядно... 

Руководитель центра истории религии и церкви Института российской истории РАН Александр Назаренко пояснил, что прекращение евхаристического общения Москвы и Константинополя - это вынужденный шаг, сигнализирующий о радикальной позиции РПЦ, которая должна вынудить Вселенский патриархат пойти на переговоры.

При патриархе Алексии была похожая история с Эстонской церковью, когда Константинопольский патриархат подмял ее под себя. Тогда тоже это кончилось такой мерой со стороны Москвы, но потихоньку, через несколько лет, этот вопрос был урегулирован на основе компромиссов.

Историк уверен, что в Киеве переоценивают значимость тех мер, что уже приняты Константинополем. Тем более прав таких у Константинополя не было: 

Им уже кажется, что у них уже есть своя церковь, сняли анафему, мол, значит, они добились. На самом деле сделаны только первые аккуратные, но серьезные шаги. Снять анафему с человека они не могут - она наложена другой церковью, Московским патриархатом. По церковному праву снять анафему может только московский патриарх. Здесь насильственное превышение полномочий, но это мелочи. Анафему-то сняли, но Филарет возвращается в своем прежнем статусе митрополичьем. То есть здесь на самом деле положение Киева остается двусмысленным и сложным - они что-то получают, но не то, что им нужно.

Прогнозируя дальнейшее развитие событий, Назаренко подчеркнул, что предоставление автокефалии займет очень много времени и неизвестно, чем закончится:

Чтобы организовать канонический патриархат, автокефалию нужно кому-то дать, Москва же не просит, значит, надо придумать, кому можно дать. Получить автокефалию без воли Московского патриархата - это нужно сильно хитрить. Они хотят какую-то церковь легальную и не московской юрисдикции, чтобы потом она попросила автокефалию. Как это устроить - не очень понятно. Это сложный и мучительный процесс, который неизвестно чем кончится. Я вижу длительные внутрицерковные процессы, которые могут затянуться на годы. 

При этом Назаренко предупреждает, что могут начаться захваты приходов уже в ближайшее время, поскольку политики будут все новости из Константинополя  "перевирать" и интерпретировать в свою пользу. 

Это же все было уже, когда униаты захватывали на западе приходы. Самое главное - статус монастырей и лавры. Там собственник - государство, а монастыри арендаторы. И вот тут государство может стать в позу: мол, срок аренды прекращаем и передаем другой церкви. Вот такая опасность есть. Здесь государство в своем праве.

Изоляцию РПЦ в споре с Константинополем он считает маловероятной.

Ест православная церковь в Польше, Чехии, которые в свое время были отпущены московскими властями, наши родные дочки. Они, конечно, нас поддержат. Нас поддержит сербский патриархат, нас поддержат грузины, скорее всего, Кипрская церковь, если дойдет до публичных разборок. Сейчас они не обязаны позицию обозначать. Они могут иметь свое мнение, но пока оно ни на что не влияет. А если будет Всеправославный собор, тогда оно будет важно. И тут я не уверен, что у Константинополя будет большинство... Слишком очевидны натяжки и политическая заинтересованность.

Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин считает, что в сложившейся ситуации еще остается пространство для диалога - РПЦ дает Константинопольскому патриархату право отказаться от своих спорных решений, и тогда евхаристическое общение будет восстановлено. Однако Варфоломей на такой шаг не пойдет, уверен Лункин, поскольку "зашел слишком далеко". Кроме того, ему "не дадут этого сделать украинские епископы из США и Канады".

По его мнению, дальнейший сценарий развития событий непредсказуем. 

Может, это будут просто раскольники, которые будут подчиняться Варфоломею. При этом будет существовать большая Украинская церковь, которая входит в РПЦ. Возможно, будет две единых церкви Украины соответственно расколу. При этом в какой-нибудь исторической перспективе все равно украинская православная церковь получит независимость от МП.

Неопределенности добавляют несколько факторов: во-первых, раскольники не могут договориться друг с другом, а во-вторых, главой новой единой УПЦ хочет быть Филарет, чья фигура многих не устраивает. В связи с этим процесс предоставления томоса может растянуться надолго, полагает Лункин. Масла в огонь подливают "безответственные" заявления высших руководителей Украины - президента и главы МИД Климкина.

Крайне высока вероятность конфликта и беспорядков в борьбе за приходы, уверен историк. Серьезное противостояние развернется за ключевые монастыри, например, Киево-Печерскую лавру: 

Одна из таких главных опасностей - желание раскольников и минкульта Украины совместно использовать лавру, например. То есть пустить туда раскольников, что уже спровоцирует конфликт... Будет ряд ситуаций в центре Украины, на Западе, когда возникнут разные группы в рамках прихода - группа сторонников единой церкви и сторонников церкви Москвы. И одна из групп вполне может перерегистрировать на себя церковь и уйти в другую юрисдикцию. Приходское собрание собирается и может решить, в какую церковь пойдет. Где-то 50 таких случаев было перевода в Киевский патриархат, а московских священников изгоняют. 

Диакон Андрей Кураев*, комментируя конфликт Москвы и Константинополя, пришел к выводу, что решение Синода положило начало Реформации: 

Другие поместные церкви могут осудить действие Фанара, могут сказать слова поддержки Москве, могут призвать к миру и к диалогу, но никто из них не прервет литургическое общение с Константинопольским патриархатом. Значит - по канонам - они становятся столь же заразны, как и он. То есть каноны потребуют порвать и с ними. Но объявить анафему всем поместным церквям не хочется. Значит, придется изворачиваться. Отчего это мы Христа в таинствах Константинопольской церкви не видим, а сербы или болгары - видят? И это может стать началом Реформации. Но скорее нас ждет деградирование до уровня церкви-одной-нации. Ну, как Армянская. Я убежден, что эта изоляция будет односторонней. Константинополь не запретит нашим мирянам и священникам участвовать в их службах.
  • * внесен Минюстом РФ в список иноагентов