Статьи

Опасное балансирование: зачем Эрдоган рассорился со всеми и сразу

Опасное балансирование: зачем Эрдоган рассорился со всеми и сразу

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пошел на обострение отношений со всеми и сразу. Турецкий лидер никогда не славился сдержанностью, но на прошлой неделе Эрдоган побил все рекорды. Сначала он объявил о непризнании Крыма, ввел новые ограничения на ввоз российской сельхозпродукции, затем обвинил во лжи представителей ЕС, а на следующий день - США. Раскритиковал партнеров за неисполнение обещаний, а позже еще и запретил крымским кораблям заходить в турецкие порты. Максим Равреба - о политике Турции и опасном балансировании Эрдогана.

Не успели утихнуть страсти по поводу обострения турецко-германских отношений, когда даже традиционно чопорные немцы перестали следить за лексикой, как президент Турции сделал ряд резких заявлений в отношении США. Турецкий лидер с момента попытки государственного переворота в его стране летом 2016 года никогда не сдерживался, когда речь шла о политике Вашингтона. Реджеп Эрдоган открыто обвинил Соединенные Штаты в том, что именно они стоят за организацией военного путча в его стране.

А на этот раз причиной резких заявлений стал шпионский скандал. В Турции арестовали сотрудника генконсульства США Метина Топуза. Его обвинили в шпионаже в пользу террористов, подготовке теракта против британского посольства и синагоги в 2003 году. Но главное - в связях с оппозиционным проповедником Фетхуллахом Гюленом. В ответ Вашингтон приостановил выдачу виз турецким гражданам.

Несомненно, это акт шантажа турецкого лидера, когда в глазах миллионов его избирателей он стал причиной того, что всем гражданам Турции повесили массовую ответственность за одного сотрудника американского дипломатического представительства. Это очень в духе вашингтонской дипломатии. Подменять прямые ведомственные переговоры в рабочем порядке пропагандой и агитацией населения другой страны через голову всего мыслимого дипломатического этикета.

Слова Эрдогана, если пропустить его эмоциональные аллегории с "укрощением турецкого льва", о том, что "США реализуют грязный план, чтобы остановить сильную Турцию", все же справедливы. Подобные приемы Вашингтон использует против всех неугодных ему стран. По отношению к России США ведут себя точно так же.  

Мы помним, как еще недавно нам угрожали долгим сроком выдачи виз в ответ на сокращение американского дипломатического корпуса. Мы помним и беспрецедентное вторжение на территорию российских дипломатических представительств в США. 11 октября американские чиновники сорвали флаги России с наших закрытых диппредставительств в Сан-Франциско. Так что Эрдоган не погорячился.

Но это лишь одна сторона правды. 9 октября президент Турции во время визита в Киев   внезапно озаботился статусом одного из субъектов Южного Федерального Округа Российской Федерации в разрезе личной поддержки территориальной целостности Украины.

Дипломатического скандала после заявления Эрдогана по Крыму не было. Заместитель председателя Совмина Республики Крым Георгий Мурадов предположил, что турецкий лидер просто подыгрывал президенту Украины.

"Эрдоган в данном случае просто ему подыгрывал. Самому же ему инициативно выступать с такими заявлениями особо не хочется, как мы это видим по его другим встречам, поездкам и переговорам. Просто здесь нужно было удержать на плаву хоть какой-то приличный уровень отношений между Украиной и Турцией", - пояснил Мурадов.

Возможно, что Георгий Мурадов прав. Очень похоже на то. Дело в том, что визит Эрдогана в Киев был дежурным. О нем он договорился с Порошенко во время визита президента Украины в Турцию. Это ответный визит вежливости. Никакие серьезные вопросы там не решались, а слова Порошенко о том, что он приглашает Эрдогана в "группу друзей деоккупации Крыма" выглядели как очередной дипломатический бред, к которому давно привыкли. И Реджеп Эрдоган, слушая, что вещает его украинский коллега, уснул прямо на совместной пресс-конференции. Это было настолько естественно, что даже сеть от этого не взорвалась.

И все же дежурные слова Эрдогана вызвали некоторую тревогу. Более настороженно к ним отнёсся первый зампредседателя комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Новиков. Он отметил, что России стоит быть внимательной к подобным заявлениям, чтобы не столкнуться в будущем с неожиданностями.

Это урок, который показывает, что выстраивать какие-то долгосрочные отношения с Турцией очень тяжело, могут быть повороты во внешнеполитическом курсе при смене власти и даже при одном и том же президенте. Но, в принципе, в вопросе Крыма Турция никогда не была союзником России. Это надо просто учитывать, чтобы не было иллюзий в отношении турецкой политики, - сказал Новиков.

Кремль же умеет хранить дипломатическое молчание, и он его хранит. Потому что метания Эрдогана и правда настораживают. 28 сентября он принимал в Анкаре Владимира Путина. Там была достигнута договоренность по взаимным интересам в Сирии. К примеру, о действиях вооруженных сил Турции в Идлибе. Полного согласия стороны достигли и в вопросе "Турецкого потока". Уже проложено 300 километров трубопровода. Содействие Турции Россия оказывает и в завершении строительства АЭС "Аккую". По словам Владимира Путина, первый энергоблок будет запущен в ближайшее время.

Но журналисты, в отличие от Кремля, дипломатическое молчание хранить не обязаны. Прессе нужен немедленный скандал. И 12 октября Эрдогану задали вопрос, а не срывается ли сделка с Россией по поставкам ЗРК С-400? На что Эрдоган ответил отрицательно. Нет, не срывается. Но интриги добавил. По его словам, речь идет и о комплексах С-500. Раньше о них не говорили. Поэтому слова президента Турции журналистам напомнили торг.

Дело в том, что в отношениях между Турцией и Россией остается два нерешенных момента. Первый - военно-технический. Турция закупает российские зенитно-ракетные комплексы С-400. Но этого Анкаре мало. Анкара хочет не просто готовые изделия. Она хочет технологии по производству. Второй момент - турецкие помидоры. Ограничения на ввоз этих сочных, ярко-красных плодов в Россию все еще не сняты. И на то есть причины.

Против продажи принадлежащей России технологии производства ведущей мировой военной продукции, очевидно, выступает военное руководство нашей страны. Против второго – аграрное лобби. И вот тут у наблюдателей возникли подозрения, что Турция, у отношений которой с государством Российским очень интересная и увлекательная история, просто решила немножко нажать. В своей исторической манере, пусть и несколько прямолинейной. Причем в этой же традиции Анкара давит сразу на несколько кнопок. 

То глава турецкого МИД заявляет, что С-400 его стране не очень-то и нужны без технологии производства. То внезапно Эрдоган (в полусне) что-то заявляет по статусу субъекта Южного Федерального Округа РФ. То Турция ужесточает правила поставки российской сельхозпродукции, прежде всего, пшеницы. И это все – буквально на днях! Не удивлюсь, если вдруг кто-нибудь что-нибудь заявит по второй нитке "Турецкого потока", которая будет нести газ не в Турцию (это первая нитка), а в Европу. 

Россиянам можно спорить по всем позициям. Россиянам можно считать Эрдогана странным или ненадежным. Но это будет неверно. Совершенно очевидно, что Анкара открыла торг с Москвой, и этот торг сейчас в самом разгаре. Традиции турецкой дипломатии жесткие и даже грубые. 

Но карты Эрдогана слабые. Очень плохие отношения с США, которые неуклонно ухудшаются. Король Саудовской Аравии счел дело настолько важным, что повелел привезти на самолете свое величество в Москву. Мы, дети, внуки и правнуки русской, антимонархической революции, привыкли иронизировать над королями. Но в мире мондиального капитала титул короля Саудовской Аравии не вызывает улыбок. И Эр-Рияд – очень жесткий конкурент Турции и в Сирии, и на Ближнем Востоке в целом. 

Кремль же относится к Эрдогану хоть и искренне, но все же с пониманием его многовекторности. Единственное, что для Турции остается надежным и неизменным, – это членство в НАТО. Но и здесь есть пробоины. Поскольку Анкара разругалась с Берлином и даже с Амстердамом. Так что действия Эрдогана все больше напоминают опасное балансирование во имя не совсем понятной цели.