Статьи

Футбаллистика: как игра в мяч привела к войне Гондураса с Сальвадором

Футбаллистика: как игра в мяч привела к войне Гондураса с Сальвадором

История знает немало странных и глупых исторических событий. Полководцы в таких историях отличаются недальновидностью, а сами конфликты — кровопролитием, подчас существенным. Самая "длинная война", самая "беспричинная", самая "глупая" — множество конфликтов в далеком прошлом было развязано из-за одной лишь эксцентричности правителей. Об одной из таких войн, названной "футбольной", рассказывает Сергей Харламов.

Ко всем национальным трагедиям обязательно ведет цепочка событий, которые никак нельзя назвать надуманными. Культурологический разрыв, подначивание соперников другими странами, разного рода внутриэлитные междоусобицы приводят к катастрофическим последствиям. Как мы знаем, Первая мировая война началась из-за убийства австрийского эрцгерцога Фердинанда, и спустя года можно подумать, что гибели миллионов можно было бы избежать, ограничившись одной трагичной кончиной. Когда страны под грузом нерешенных проблем сцепляются из-за мелочи, это называется "выстрел Принципа".

Сан-Сальвадор, 1930-е

На первый взгляд, отношения между Гондурасом и Сальвадором в середине прошлого века были стабильными. Центральная Америка не отличалась в тот момент развитыми экономическими системами и еще только выстраивала соседские отношения на привычный манер. Для этого усилиями Мексики и США Гондурас, Гватемала, Сальвадор, Никарагуа, Коста-Рика и Панама организовали Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) - особую экономическую зону. Больше всего от организации рынка выигрывал Сальвадор. На тот момент страна имела самую высокую плотность населения и пользовалась экономически благоприятными условиями для экспорта.

Напротив, Гондурас был довольно бедным государством даже по меркам Центральной Америки. Часть земли, 18%, находилась в частном пользовании у американских корпораций, что не делало ситуацию в аграрной стране лучше. В 1965 году к власти в Гондурасе на фоне непопулярных реформ, проводимых демократом Вильедой Моралесом, пришла военная хунта, возглавляемая Лопесом Арельяно. Арельяно был человек вспыльчивый. Его деятельность не предполагала долгого обдумывания положения. Это справедливо, когда в стране кризис и народ ждет от своего руководителя решительных действий.

Интересно, что в Сальвадоре к 1962 году у власти тоже оказалась военизированная группировка. Несмотря на приход к власти демократическим путем, партия Национального примирения во главе с президентом Хулио Карбальо тоже проводила жесткую внутреннюю политику. Например, были созданы военизированные отряды "ОРДЕН", такой аналог китайских хунвейбинов, которые терроризировали оппозицию и СМИ. Многие члены "ОРДЕНа" еще в течение 10 лет занимали высокие посты в правительстве.

Освальдо Лопес Арельяно и члены ОРДЕНа 1/2
Освальдо Лопес Арельяно и члены ОРДЕНа 2/2

На этом гремучая смесь только начала завариваться. Сальвадор, в виду своей густонаселенности, испытывал острые проблемы с территорией. Гондурас из-за политической нестабильности не мог обеспечивать корректные миграционные процессы. Проще говоря, сальвадорцы, желая иметь свой клочок земли, перебирались в Гондурас и основывали там целые нелегальные поселения.

Помимо этого существовало несколько незначительных территориальных споров, которые при обычном стечении обстоятельств оставались бы в формате не утвержденных границ, но из-за политической напряженности стали очагами противоборства.

Первый ход сделал Лопес Арельяно. Чтобы повысить свой рейтинг, диктатор применил классический метод отвлечения внимания от своей персоны и внутренних неудач в сторону сальвадорцев-нелегалов. Он обвинил их в экономическом упадке Гондураса и отчасти был прав - нелегалов набиралось уже порядком, но они не работали на экономику страны, занимаясь вывозом бананов и другой аграрной продукции в родной Сальвадор.

Хулио Карбальо, президент Сальвадора

Начались показательные выдворения, в результате одного из которых прямо на границе в 1969 году был убит сальвадорский посол. Стороны обратились в Мексиканский суд по правам человека, обвиняя соперников во всех смертных грехах. Правительство Гондураса на этом фоне пообещало отдать земли в собственность тем фермерам, которые докажут свою "кровную принадлежность к народу Гондураса". Естественно, в числе выставленных под раздачу мест были в основном территории нелегальных сальвадорских поселков.

Параллельно Арельяно развязывает массированную пропагандистскую кампанию против Сальвадора. Он пытается объяснить гражданам Гондураса, что Сальвадор - единственная страна, которая получает преференции от нахождения в ЦАОР, а остальные члены работают на Сальвадор задарма.

Команда Сальвадора на ЧМ-1970

Причем здесь вообще футбол? Дело в том, что в 1970 году в Мексике должен был состояться чемпионат мира, а Гондурас и Сальвадором должны были в ходе матчей выяснить, кто имеет право поехать на сам чемпионат. Первый отборочный матч проходил в гондурасском Тегульсигальпе. Соперники были равны, лишь незадолго до финального свистка нападающий Роберто Кардона смог заколотить в сетку сальвадорцев один гол.

Пропагандистская машина Сальвадора тоже не стояла на месте. Тут же разнеслась новость, что некая чрезмерно патриотично настроенная Амелия Болнаиос после просмотра матча покончила с собой. "Не выдержала позора своей страны", - пестрели заголовки сальвадорских газет.

Столкновения болельщиков

Перед ответным матчем, прошедшим в Сан-Сальвадоре, прокатилась волна погромов гондурасских болельщиков, приехавших поддержать команду. Сальвадорцы жгли отели и имущество своих соотечественников при покровительстве местных полицейских сил. Погибло два человека в ходе столкновений. Гондурас проиграл этот матч со счетом 3:0. Поэтому настало время для третьего матча.

Встречу решили проводить в Мексике, чтобы пресечь погромы, а пока матч готовился, гондурасское правительство успело закрыть границы, а сальвадорские мигранты, которые еще оставались на территории, подвергались погромам и террору. Началось их бегство с территории Гондураса.

Третий матч прошел при пустых трибунах и погромах вокруг арены. Большую часть времени Гондурас и Сальвадор провели со счетом 2:2, и только лишь в дополнительное время Сальвадору удается вырвать победу голом Маурисио Родригеса.

Последние минуты матча Сальвадор - Гондурас на мексиканской арене "Ацтека"

Даже если бы футбола не было, причину бы нашли. Уже за три дня до матча Арельяно объявил мобилизацию сил гражданской обороны. К границе Сальвадора стянули 8000 солдат, боевую технику и развернули военный аэродром. Сальвадор ответил тем же и разрывом дипломатических отношений.

Первыми стрельбу открыли сальвадорские зенитчики, атаковав нарушивший границу транспортный самолет Гондураса, а затем и сами вторглись на легком истребителе Piper в воздушное пространство Гондураса. Первое вооруженное столкновение произошло спустя 10 дней после матча. Сальвадорские военные первыми перешли границу и устремились двумя частями вглубь страны на 8 км. В ответ Гондурас нанес бомбовые удары по нефтехранилищам Сальвадора.

Сальвадорская армия

Еще через три дня сальвадорские военные продвинулись на 70 км, захватив два административных центра - Нуэва Окотепеке и Чалатенанго. В ход пошел напалм со стороны гондурасских ВВС. Где-то в этот момент проснулось центральноамериканское сообщество, призвав в ходе экстренного заседания прекратить огонь. Противники формально согласились, но затянули переговорный процесс еще на два дня, пока сальвадорские войска уже удерживали 400 квадратных км территории врага, а Гондурас успешно бомбил приграничные территории Сальвадора. В итоге активные боевые действия продлились 6 дней, в ходе жесточайшей агрессии погибло около 2500 человек с обеих сторон.

Сальвадор вывел свои войска с территории Гонудраса только спустя месяц под угрозой введения экономических санкций со стороны соседей.

Граждане Сальвадора встречают своих военных, на растяжке написано "Доблестная армия Сальвадора"

Кстати, эта война не только была короткой и имела странный повод, но и считается последней, где использовалась авиация с двигателями винтового типа. Дальнейшие международные конфликты решались только с использованием реактивных двигателей. Оборудование и техника у обеих сторон были, как ни удивительно, американского производства. В ходе боев использовались такие американские самолеты, как P-51 "Мустанг", F4U4 "Корсар", переделанные в бомбардировщики транспортные самолеты DC-3 "Дакота". Единственный имевшийся на ТВД реактивный самолет – Т-33, учебная версия истребителя F-80 Shooting Star образца 1944 года, принадлежавший ВВС Гондураса, не имел вооружения и использовался лишь в разведывательных целях, а также для психологического воздействия на сальвадорские войска, которые не могли его перехватить.

"Корсары" и "Мустанги", ВВС Гондураса и Сальвадора 1/4
"Корсары" и "Мустанги", ВВС Гондураса и Сальвадора 2/4
"Корсары" и "Мустанги", ВВС Гондураса и Сальвадора 3/4
"Корсары" и "Мустанги", ВВС Гондураса и Сальвадора 4/4

Не известно, на что рассчитывали в обеих государствах, решая вопрос силой. На военные расходы были потрачены огромные средства, экономики обеих держав вплоть до 1980-х оправлялись от шока, пытаясь выйти на прежние показатели. Для Сальвадора эта война оказалась еще более разрушающей, несмотря на формальное военное превосходство. Спустя 10 лет в стране началась гражданская война, вызванная экономическим кризисом и безработицей - вернувшиеся из Гондураса сотни тысяч сальвадорцев не смогли найти себе применения.

Гондурас вообще попал под санкции как агрессор, ЦАОР был расформирован и возвращен из небытия только в 1993 году. Сборная Сальвадора, кстати, полностью проиграла матчи чемпионата мира, уступив соперникам из СССР, Бельгии и Мексики всухую.