Мнение

Деньги бизнесу, регионам и авиаотрасли: как государство поддержит людей и производства

Деньги бизнесу, регионам и авиаотрасли: как государство поддержит людей и производства

Владимир Путин во время совещания с правительством объявил о новых мерах поддержки населения и регионов страны. Государство предоставит прямую безвозмездную помощь малому и среднему бизнесу, сохранившему 90% занятости к 1 апреля, — деньги должны пойти на зарплату сотрудников в апреле-мае. Список пострадавших компаний расширится за счет тех, которые торгуют непродовольственными товарами. Авиакомпании получат 23 млрд рублей. 200 млрд пойдут на поддержание региональных бюджетов. Дмитрий Лекух — о том, что нового сказал президент и кому дал сигнал. 

Подобного рода выступления президента Владимира Путина перед высшими чиновниками хороши прежде всего своей прозрачностью — или, Господи меня прости, столь любимой нашими демократами западного типа "транспарентностью". Да, мы понимаем, что для них она в настоящие дни несколько неактуальна, даже с точки зрения прозрачности источников финансирования внезапной "политической активности в эпоху кризиса". Но иногда пустые требования могут оказаться даже полезными. Особенно если служат поистине благой цели, как в данном случае. А поддержание вполне адекватной управляемости (не без "косяков", разумеется, так и время не самое простое) работы профильных служб и сохранение социального спокойствия на вверенной российской государственной власти территории по определению являются таковыми.

И тут российская государственная власть, надо отдать ей должное, работает достаточно хорошо и методично, пусть и иной раз излишне самоуверенно.

Путин на онлайн-совещании с правительством обозначил ряд новых мер, направленных на поддержку экономики и бизнеса на фоне пандемии коронавируса. И они, эти меры, выглядят достаточно логичными, выверенными и, самое главное, идущими в развитие мер предыдущих. И это особенно важно, когда основные обвинения власти сейчас и заключаются как раз в том, что она не помогает всем и сразу. Так вот, ребят: всем и сразу власть и не поможет и не собирается помогать. Она собирается помогать только тем, кто сам собирается работать и сохранять трудовые коллективы.

В чем различие действий государственной власти в этот и предыдущие кризисы, любому пытливому наблюдателю понятно: в прошлые кризисы власть стремилась помогать экономике и бизнесу, причем на макроуровне, где-то даже заранее смиряясь с тем, что до рядовых участников рынка и уж тем более до наемных работников эти деньги вряд ли дойдут.

В этот же раз деньги вроде как бы хоть идут и непосредственно в дело, в бизнес, но они при этом настолько целевые, что легко можно понять: да, они помощь бизнесу, но направлены в первую очередь на сдерживание потенциальной безработицы. Необходимый минимум средств на фонд заработной платы бизнес получит в качестве прямых безвозвратных дотаций и беспроцентных банковских кредитов под гарантии государства через систему госкорпорации ВЭБ. 

Причем, что особенно любопытно, президент очень ясно дал понять, что информирован о банковском саботаже в кредитной сфере. Просто сейчас нет времени разбираться, надо решать вопросы помощи экономике. Но выводы, вне всякого сомнения, по банковской сфере определенные будут сделаны. И только в случае "системообразующих предприятий" речь идет еще и об оборотных средствах, которые необходимы для ликвидации т.н. "кэшевых разрывов" и бесперебойной работе смежников. Это для экономики страны сейчас едва ли не важнее всего.

Итак, еще раз, что конкретного предложил Путин: во-первых, он распорядился предоставить малому и среднему бизнесу прямую безвозмездную помощь. То есть как бы просто раздать деньги. И размер этой помощи должен быть равен размеру МРОТ, умноженному на количество штатных сотрудников и число месяцев вынужденного простоя. И здесь как раз все понятно: это как раз те деньги, которые власть решила выплачивать ежемесячно каждому безработному. Так пусть эти средства лучше пойдут через работодателя, если он собирается не закрывать бизнес и сохранять трудовой коллектив. Решение с любой управленческой точки зрения хирургически выверенное, точное, грамотное и не несущее дополнительной нагрузки на бюджет.

Еще раз: эти деньги государство все равно должно бы было платить непосредственно людям. А так решаются сразу несколько задач как экономического, так и социального характера. Люди, вам помогают и платить деньги сотрудникам, и где-то с арендой порешать, и с банками (про которые потом будет отдельный разговор). Так, может, все-таки попытаетесь свой бизнес-то сохранить всем на пользу? Или, может, лучше было вообще не начинать?

Кстати. Очень показательно, что российский лидер распорядился расширить список пострадавших из-за COVID-19 предприятий. Он считает нужным добавить в перечень малые и средние компании, которые ведут торговлю непродовольственными товарами. Что, в общем, тоже выглядит достаточно справедливо.

Тем не менее логику и позицию президента иногда и не понимают, и я тут не только про банкиров. Там весьма показателен был эпизод с жестким распоряжением премьеру Мишустину избавить от налогов утвержденные Путиным же надбавки врачам, непосредственно сейчас работающим с коронавирусом. Ну, те самые, "фронтовые". Понятно же, что такие вещи просто так не говорятся. Знать, нашлись уже добрые люди в региональных структурах, радостно подсчитавшие, сколько они доберут с этих "фронтовых" денег "обязательного НДФЛ". Собственно говоря, точно такими же выверенными, причем как прагматически, так и идеологически, выглядят и другие решения главы государства.

Обратите внимание — даже не на ой как нужные 200 млрд рублей регионам — а на прямую отраслевую поддержку. Путин поручил направить свыше 23 млрд рублей авиационной отрасли. И, вот, к примеру, находящееся внутри решение по лизингу тут, за счет мультипликативного эффекта, не только изрядно облегчает авиакомпаниям вынужденную "жизнь на земле", но и прямо направляет деньги на поддержку гражданского авиастроения, которое мы сейчас уже тупо можем приравнивать к военному. Мы не сможем обеспечить наш авиационный суверенитет ровно до тех пор, пока приличную часть авиапарка наших перевозчиков не будут составлять отечественные машины. Так вот, в конечном итоге деньги на лизинг пойдут именно туда. 

По крайней мере на уровне постановки задач все выглядит чуть ли не идеально: понятно, куда кому идти и что конкретно делать. Посмотрим, как будут решать… С президентом тут, безусловно, можно спорить идеологически, но обвинить его в непродуманности и случайности принимаемых решений, как это пытаются сейчас делать совсем уж оголтелые "рыночники", — это быть совсем уж каким-то недалеким человеком.