После демонстрации в Сирии возможностей российской техники спрос на вооружения РФ заметно вырос. На оборонной выставке Defexpo-2018 в индийском Ченнаи Россия представила более 230 различных образцов техники. 16 апреля в Куала-Лумпуре открывается международная оружейная выставка DSA-2018, на которой обсудят возможные контракты со Шри-Ланкой, Малайзией и Таиландом. Однако конкуренция за рынок также обострилась. Западные страны отговаривают "партнеров" сотрудничать с Россией, предлагая взамен свои образцы. Активизировался и Китай. Илья Плеханов - о перспективах российского оружия и жесткой борьбе за рынок вооружений.
Апрельская повестка
В ходе своего недавнего визита в Турцию президент России Владимир Путин подтвердил, что поставки С-400 состоятся уже в июле этого года. В конце 2017 года Турция заключила с Россией предварительные соглашения на покупку двух батарей С-400, которые будут обслуживаться турецкими военнослужащими. Россия частично профинансирует эту сделку, сумма которой оценивается в $2,5 миллиарда. По плану С-400 в Турции будут поставлены на боевое дежурство в 2020 году.
Периодически появляются новости о возможных поставках российского комплекса С-400 в Саудовскую Аравию и Ирак, а в начале апреля в Китай уже начал прибывать первый полк закупленных ранее Пекином С-400.
Недавно завершилась выставка Defexpo India 2018. Так как Индия - ведущий импортер оружия в мире (12% от общемирового объема закупок), то это мероприятие вызывает большой интерес производителей вооружений и военных экспертов. Россия, как и другие страны, возлагает свои надежды на продажу продукции Дели.
Наибольшие перспективы на оружейном рынке Индии и стран Юго-Восточной Азии имеют танки Т-90C и Т-90МС, тяжелая огнеметная система ТОС-1А, противотанковые ракетные комплексы "Корнет-Э" и "Корнет-ЭМ", а также автоматы Калашникова последних серий. Сегодня Индия также эксплуатирует около 400 единиц российской вертолетной техники.
Общая картина
Стокгольмский институт исследования проблем мира и конфликтов (SIPRI) опубликовал свой очередной доклад, из которого следовало, что в 2013–2017 гг. объем экспорта российских вооружений упал на 7,1% по сравнению с 2008–2012 гг. Доля России на мировом рынке вооружений снизилась на 4% в 2013–2017 гг. - до 22%. Ключевыми клиентами России, согласно докладу, выступают Индия (35%), Китай (12%) и Вьетнам (10%). Всего же Россия поставляет вооружения более чем в 100 стран.
Для сравнения, США, наши основные конкуренты на рынке вооружений, за это время увеличили долю на 4% (с 30 до 34%). Объем экспорта американских вооружений вырос на 25%. Больше всего оружия у США закупают Саудовская Аравия (18%), Объединенные Арабские Эмираты (7,4%) и Австралия (6,7%). Около 49% американского военного экспорта идет на Ближний Восток. Штаты поставляют свою продукцию в 98 стран мира.
В феврале генеральный директор "Рособоронэкспорта" Александр Михеев объявил, что в 2017 году Россия подписала контракты с 53 странами на общую сумму около $15 миллиардов, и добавил:
Несмотря на давление со стороны Запада, мы осваиваем новые рынки и стабилизируем государственный бюджет.
В марте Владимир Путин провел заседание Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, на котором сообщил, что объем зарубежных поставок вооружений и военной техники российского производства растет третий год подряд, а в 2017 году он составил более $15 миллиардов.
Эксперты отмечают, что внутренний спрос на военную продукцию достигает потолка, поэтому России так или иначе придется сосредоточиться на развитии экспорта вооружений, вступив в жесткую конкуренцию с другими мировыми игроками.
Куда еще
Из недавних успехов этого года можно отметить визит министра обороны России Сергея Шойгу в Мьянму в январе этого года и подписание контракта на поставку шести истребителей Су-30.
В январе же министр обороны Индии утвердил приобретение для ВВС страны 240 корректируемых авиационных бомб у российского "Рособоронэкспорта". Стоимость закупки составит $197,4 миллиона. Этот боеприпас, предназначенный для уничтожения особо укрепленных целей – объектов в горах, заглубленных командных пунктов, подземных бункеров, складов вооружения, железобетонных укрытий - хорошо зарекомендовал себя в Сирии.
В феврале был подписан контракт по закупке 11 многоцелевых истребителей Су-35 для ВВС Индонезии. Стоимость этой сделки оценивается в $1,14 миллиарда, из которых $570 миллионов будет покрыто поставками индонезийских сырьевых товаров.
В марте этого года алжирские СМИ сообщили, что лицензионная сборка российских танков Т-90С/СК в Египте должна будет начаться в 4-м квартале 2019 года. Египет получит и соберет на своих предприятиях 400 основных боевых танков Т-90С/СК.
Танки Т-90С/СК, как и другая техника, также поставляются в Ирак, а на очереди Вьетнам.
В конце марта "Рособоронэкспорт" сообщил о начале продвижения на зарубежные рынки новейшего российского ЗРК "Викинг" (Бук-М3). Дальность стрельбы нового комплекса была увеличена до 65 километров, в 1,5 раза было увеличено и число одновременно обстреливаемых целей, количество готовых к запуску зенитных управляемых ракет в огневой позиции, состоящей из двух боевых единиц, увеличилось с 8 до 18.
Толкаясь локтями с американцами
Основная борьба России и США в сфере военных поставок разворачивается в Индии. По данным SIPRI, с 2012 по 2016 годы Индия была главным импортером оружия в мире - на нее пришлось 13% всех продаж. 68% вооружений Индия импортировала из России и лишь 14% - из США. Безусловно, американцы хотели бы увеличить свою долю. Индия также стремится к диверсификации своих поставщиков и налаживает отношения с Израилем, Францией, Испанией и Южной Кореей.
До 2025 года Индия, как заявил премьер-министр страны Нарендра Моди, готова потратить на модернизацию своих вооруженных сил $250 миллиардов. Игра стоит свеч.
Кроме МиГ-35, Россия планирует поставить туда комплексы С-400, 200 вертолетов Ка-226Т, 48 Ми-17В-5, два самолета радиолокационного обнаружения и управления А-50ЭИ, восемь самолетов Су-35, четыре корабля проекта 11356, а также модернизировать Су-30МКИ и палубные МиГ-29К. По данным индийской газеты The Economic Times, на кону поставки вооружений на сумму в $10,5 млрд.
В пользу России в борьбе за индийский рынок выступают долгая история военно-технического сотрудничества, наличие сложившейся базы ремонта и обслуживания техники, качество и относительная дешевизна предлагаемых вооружений.
Американцы всерьез зашли на индийский рынок только в 2013 году, продав вооружений почти на $2 миллиарда. За пять лет до этого продажи исчислялись лишь сотнями миллионов долларов. Свою роль сыграли стратегические планы США по сдерживанию Китая. США в теории рассматривают Индию в качестве замены Пакистану в борьбе с афганскими исламистами и как весомого игрока в оказании давления на Иран. За последние годы Индия уже заказала у США вертолеты Apache, транспортные вертолеты Chinook, противолодочные самолеты Р-8, транспортные самолеты С-130, военно-транспортные самолеты Globemaster С-17, самолеты-разведчики США Gulfstream-3. Всего с 2008 года Индия закупила у США вооружений на $15 миллиардов.
Еще одна страна выступает полем для конкуренции - Турция. США предлагают Эрдогану свои ракетные комплексы вместо российских С-400, ссылаясь на совместимость со стандартами НАТО, однако пока Эрдоган от прежних планов не отказался, даже несмотря на угрозу санкций со стороны США.
Обострение отношений Турции с Западом дает России хороший шанс. О чем, собственно, говорят не только договоренности о поставках С-400, но и вероятная закупка российских противотанковых ракетных комплексов "Корнет" и сотрудничество по усилению брони турецких танков.
Санкции и давление
Не все гладко из-за давления США на потенциальных покупателей в других странах. Например, в Ливан из Москвы вернулся с пустыми руками министра обороны Якуба Саррафа. Ожидалось, что он прилетит с подписанными соглашениями о беспроцентных поставках российского оружия (в первую очередь танков), также до этого обсуждалась возможность открытия воздушного пространства Ливана для российской авиации, разрешение на использование портов и авиабаз, обмен разведывательной информацией, обучение ливанских военнослужащих российскими военными и сотрудничество в области борьбы с терроризмом. Кабинет министров Ливана не стал даже обсуждать потенциальную сделку в апреле из-за влияния США и стран Запада на премьер-министра страны Саада аль-Харири.
Больше всего в Ливане возмущены задержкой подписания соглашений с Россией представители "Хезболлы". Например, депутат парламента Ливана Наваф аль-Мусави риторически спрашивает, почему Ливан не закупает оружие у России и Китая, почему не подписывает договор с Россией, почему не идет под "воздушный зонтик" России, имея в виду системы ПВО и наличие военной авиации в стране? "Хезболла" ставит в пример соглашение Асада с Россией и хочет того же и для Ливана, говоря о том, что если Россия хочет иметь в Ливане морские и авиационные базы, то надо дать такую возможность Москве.
Ресурс Asia Times пишет, что в Ливане к России прислушивается и греческая православная община, социалисты, арабские националисты. Учитывая, что денежная подпитка от Саудовской Аравии стоит под вопросом, США и ЕС не торопятся вливать свои ресурсы из-за "Хезболлы", а Иран наращивает свое влияние в Сирии, то деньги, оружие и геополитический вес Москвы может прийтись по душе и ливанскому обывателю.
В октябре прошлого года удивила информация о том, что Саудовская Аравия, основной покупатель американских вооружений, может заключить контракт на поставку российских вооружений на сумму в $3,5 млрд. Пока все осталось в рамках намерений. Сам факт таких переговоров и возможности выйти на принадлежащий США рынок российским производителям является скорее легким шантажом со стороны саудитов. Безусловно, США не позволят Саудовской Аравии стать клиентом Москвы.
Катар тоже вел еще в прошлом году переговоры о покупке С-400, но теперь под давлением США сделка под большим вопросом.
Помощник президента РФ по ВТС Владимир Кожин также рассказал, как США пытаются сорвать сделки России в Азии. По его словам, например, американцы оказывали давление на Индонезию:
Мы признательны военно-политическому руководству Индонезии за их твердую позицию, которую они не побоялись открыто заявить... Когда все было готово, на сцену вышли американские партнеры и оказали беспрецедентное давление на индонезийскую сторону, чтобы этого контракта (поставки Су-35) не состоялось.
Кожин упомянул и о попытках США влиять на Вьетнам:
Не будем вспоминать историю взаимоотношений Вьетнама и Соединенных Штатов, и мы наблюдали в прошлом году, какая активность развернута со стороны Соединенных Штатов, чтобы подтянуть Вьетнам к себе и отвернуть от нас.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров был еще более прямолинеен:
Санкции против нашего оборонного промышленного комплекса – это однозначно недобросовестная и нечистоплотная конкуренция, потому что параллельно с этими санкциями США "носятся" по всему миру и через своих послов требуют от стран Латинской Америки, Азии, Африки отказываться от закупки у нас военной техники и вооружений, обуславливая это тем, что американцы компенсируют нехватку соответствующего оборудования в той или иной стране. Это просто грубое вытеснение с рынка, причем через методы шантажа и ультиматумов.
Пока большинство российских военных аналитиков убеждены, что санкции никак не повлияют на продажи российских вооружений другим странам. Однако стоит учесть, что пока США не предприняли никаких реальных экономических мер или военно-политического воздействия (неофициально Вашингтон предостерег Турцию, что не продаст ей самолеты F-35, если турки купят российские С-400, а также в США задумались над тем, как можно повлиять на Индию) на возможных покупателей российских вооружений в рамках своего постепенно вводимого в действие "Закона о противодействии противникам Америки посредством санкций" (Countering America’s Adversaries through Sanctions Act, CAATSA). "Сдерживание России" и попытки "убрать" ее с геополитической арены только начались. Нельзя недооценивать возможности США и их союзников, которые медленно, но верно гнут свою линию.
Новые далекие ниши или миражи
Довольно часто упоминается перспективность Латинской Америки для поставок российских вооружений, особенно в свете американских санкций и давления США на сотрудничающие с Россией другие страны. В теории на рынке Латинской Америки нет такой острой конкуренции с политической подоплекой. Россия могла бы выйти за рамки привычных клиентов в Азии. Но пока это скорее желаемое направление развития.
По данным исследования британского аналитического центра Chatham House, на страны Латинской Америки с 2000 по 2016 годы пришлось всего 4,6% экспорта российских вооружений, 80% из них - на Венесуэлу. Относительно заметны в долларовом эквиваленте были поставки в Бразилию и Перу, но только у Никарагуа и Венесуэлы более 60% импорта вооружений приходится на Россию. У всех остальных стран в регионе этот показатель не превышает 20% в лучшем случае. В странах Латинской Америки доминируют поставщики из Европы, США и той же Бразилии.
С Венесуэлой, главным покупателем российского оружия в регионе, дела обстоят у России тоже не лучшим образом. Например, в 2015 году 90% импорта вооружений этой страны пришлись уже на Китай. Угрозу российским поставкам представляет и плачевное экономическое положение Венесуэлы.
В 2017 году Александр Михеев, генеральный директор "Рособоронэкспорта", отмечал:
В страны Латинской Америки с 2001 года по сегодняшний день поставили вооружения и военной техники на сумму более $10 миллиардов. В последние годы в этом регионе значительно усиливается конкуренция со стороны американских и европейских производителей оружия, но мы готовы к борьбе за заказчика. Для этого мы используем все современные маркетинговые инструменты. Предлагаем гибкие финансовые схемы, в том числе взаимозачеты, оффсет, трейд-ин, индивидуальный подход к каждому партнеру. Заказчики уверены в нас и высоко ценят качественное послепродажное обслуживание, широкие возможности модернизации, а также готовность предоставить любые технические и юридические консультации в формате 24/7.
Латинская Америка заинтересована, по мнению представителя "Рособоронэкспорта", в российской авиационной и вертолетной технике. Интересны клиентам также российские БТР и БМП, машины КамАЗ, "Урал", УАЗ и бронеавтомобили "Тигр". Также "Рособоронэкспорт" продвигает на рынок Латинской Америки "Комплексные системы безопасности", которые служат платформой интегрированных решений в области кибербезопасности, контроля воздушных и прибрежных зон, государственных границ, крупных административных образований и объектов.
Если рассматривать рынок вооружений Африки, на который Россия также могла бы в теории рассчитывать (помимо уже традиционного клиента в лице Алжира), там Москве придется учитывать тот факт, что на этот кусок пирога нацелен Китай со своим дешевым оружием. Франция также остается серьезным конкурентом на этом направлении.
Что дальше
Основной козырь российского оружия – это кампания в Сирии. Там Россия испытала более 200 видов новых вооружений.
С другой стороны, США начинают оказывать влияние на потенциальных покупателей, в Вашингтоне готовы идти либо на конкурентоспособные предложения, либо демпинговать и откровенно запугивать партнеров из-за связи с российскими компаниями. Пока эта тактика не срабатывает в Индонезии, Турции, Вьетнаме, Египте, но нельзя сбрасывать со счетов активность и устремленность США.
Эти два фактора оказывают нейтрализующее воздействие на баланс рынка и перспективы роста российского экспорта оружия.
Играет роль и то, что нет достоверной информации о работе российских средств противовоздушной обороны. Когда год назад США ударили крылатыми ракетами по авиабазе сирийских ВВС, российские средства ПВО официально не были задействованы. Израиль регулярно и результативно наносит воздушные удары по Сирии, не неся при этом ощутимых потерь. Рынок ПВО - лакомый кусок, и к нему особое внимание у всех потенциальных покупателей.
Но здесь надо отметить, что те же системы Patriot американского производства неоднозначно зарекомендовали себя в Саудовской Аравии. Они не сработали штатно при перехвате ракет, запускаемых хуситами Йемена, или были не в состоянии "прикрыть" защищаемые объекты.
В прошлом году Chatham House сделал следующие выводы о перспективах экспорта российских вооружений:
• Россия, второй экспортер вооружений в мире с широкой линейкой продукции и с разнообразным портфелем заказов, в ближайшем будущем продолжит занимать важную нишу на рынке и останется надежным поставщиком оружия тем странам, у которых не самые теплые отношения с США;
• 70% экспорта вооружений России приходится на страны Азии, главные покупатели - это Индия, Китай и Вьетнам. Рынок Ближнего Востока и Северной Африки важен, но там большая конкуренция. Рынки Латинской Америки и Африки имеют умеренную важность для России;
• Внутренние закупки поддерживают военно-промышленный комплекс России, но пик 2011 года пройден, индустрия вряд ли будет получать столько внимания, что может сказаться и на способности к экспорту;
• На экспорте могут сказаться устаревающая материальная и производственная база военно-промышленного комплекса России, стареющая прослойка высококлассных специалистов, способных на передовой НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), слабые связи между высшими учебными заведениями и военно-промышленными компаниями России.
По результатам операции в Сирии упор будет сделан на средства ПВО, авиацию и высокотехнологичную технику армии и военно-морских сил. Рынок Азиатско-Тихоокеанского региона по-прежнему будет приоритетом для России.
Внешняя политика Дональда Трампа на Ближнем Востоке заставит некоторые страны этого региона диверсифицировать поставщиков вооружений.
Скорее всего будет развиваться локализация производства российской техники в других странах (Индия, Египет).
Санкции против оборонно-промышленного комплекса РФ со стороны США и стран Запада и давление на потенциальных покупателей российского оружия, рост экспорта китайской продукции (наземная техника, беспилотники) будут основными сдерживающими факторами развития экспорта российских вооружений.