Мнение

Теракт на потребу публике: к чему привела свобода выражения в сети

Теракт на потребу публике: к чему привела свобода выражения в сети

Количество жертв атаки на мечети на южном острове Новой Зеландии в городе Крайстчерч увеличилось. По последним данным, убиты 50 человек, 48 были госпитализированы с огнестрельными ранениями. Власти Новой Зеландии объявили произошедшее терактом и заявили, что нападение совершили сторонники ультраправых взглядов. Задержаны четверо человек, среди них — 28-летний австралиец Брентон Террант, который снимал все происходящее на видео, разместил в сети националистический манифест и активно продвигал свои взгляды в соцсетях. Этот теракт стал одним из самых "задокументированных" – преступники хотели, чтобы как можно большее количество людей знало о мотивах, подготовке и даже хронологии. Дмитрий Лекух — о том, что это преступление замышлялось именно для публики. 

История совершено дичайшая, но, пожалуй, самое в ней страшное — это изначальная, всеми, включая убийц, подчеркиваемая "медийность" произошедшего. Оно было, в частности, самым скрупулезным образом зафиксировано в сети, расстрел сопровождался прямой трансляцией с камер GoPro, перед массовыми убийствами в интернете был опубликован "манифест", убийца не раз использовал как интернет-мемы, так и отсылки к личностям и текстам известных блогеров.

Теракты произошли около 13:40 по местному времени (соответствует 3:40 по Москве). В мечетях шли службы, когда преступники ворвались в здания с оружием и начали без особых разбирательств и лишних слов просто расстреливать находившихся там людей. Как сообщает CNN, в момент произошедшего в мечети, в которой как раз в это время читали проповедь, находилось порядка трех сотен человек. Что особенно интересно: главный подозреваемый в исполнении террористического акта, 28-летний австралиец Брентон Таррант, не только не покончил жизнь самоубийством, но и вообще не оказывал никакого сопротивления властям.

Он, судя по всему, с самого начала планировал именно сдаться, чтобы еще и иметь дополнительные возможности пропагандировать свои, мягко говоря, весьма нетривиальные, взгляды во время слушаний в суде. Местная полиция, кстати, уже арестовала еще троих человек (двоих мужчин и одну женщину) по обвинению в организации этой чудовищной бойни. При этом есть совсем не иллюзорная вероятность, что злоумышленников могло быть больше.

За некоторое время до террористического акта будущий убийца — видимо, подражая небезызвестному Брейвику — как раз и разместил в интернете многостраничный политический "манифест". Ценности "белой расы", ненависть к исламу (в первую очередь отчего-то к турецкому), призывы расправиться с Меркель и Эрдоганом, обоснование "мести" и террора как метода "борьбы за права" — вообще ничего по-настоящему нового. В котором, помимо всего прочего, утверждал, что начал планировать атаку на мечеть или иное мусульманское собрание еще два года назад.

Стратегическая цель — борьба с "неевропейской миграцией" в странах свободного западного мира. Цель тактическая — месть за исламистский теракт в Стокгольме в 2017 году. Тогда от рук исламистов погибли пять местных жителей, 14 были ранены. Отдельно Брентон Таррант выделил гибель убитой 11-летней девочки Эббы Аккерлюнд, подчеркнув, что мстит именно за нее.

Что важно: до случившегося ни один из задержанных не попадал в поле зрения ни полиции, ни антитеррористических подразделений. Но при этом, как подтвердил премьер-министр Австралии Скотт Моррисон, властям Зеленого континента было достаточно хорошо известно, что участвовавший в нападении австралиец придерживается экстремистских, крайне правых взглядов. Есть подозрение, что они решили, что это несерьезно: это все — интернет. А интернет — известная "помойка" и одновременно "кладбище самых различных убеждений". Оказалось на поверку, что все это реально серьезно. И как раз именно потому, что все это — интернет.

Судя по действиям "главного стрелка" Брентона Тарранта, едва ли не главной его задачей было оставить память о себе, о своем "манифесте" и своих убийствах именно в интернете, в огромном пространстве сети. Веселая заводная музыка, камера, фиксирующая убийства только что живых людей в режиме "шутер от первого лица". Семнадцатиминутный стрим в прямом эфире Facebook*. При этом Facebook, кстати, долго "работал над полным удалением этого видео". Что тут можно сказать: комментарии с безобидным, но "запретным" сленговым наименованием одной проживающей на юго-западе от Российской Федерации забавной этнической группы населения "профессионалы Facebook" удаляют значительно быстрее. А тут как-то тяжеловато идет.

"Борются" до сих пор с "незаконным контентом" и на YouTube. Хотя теперь это уже просто реально смешно: он уже разошелся миллионами скачиваний. Легче, согласно старинной европейской традиции, затыкать дамбу пальцем или носить воду решетом. Новозеландские правоохранительные органы, кстати, на счастье все это прекрасно понимают: 

Полиция в курсе, что в интернете есть жестокие кадры, связанные с инцидентом в Крайстчерче. Мы настоятельно просим не распространять ссылки. Мы работаем над удалением всех роликов. 

Молодцы, конечно, что "работают". Но еще большие молодцы, что не обещают невыполнимого: "работать" — это не значит "гарантировать полностью удалить".

Есть и многие другие очевидные признаки того, что террористический акт (это реально страшно) уже даже и планировался именно как "интернет-преступление". Тут и прямые отсылки к одной из известных компьютерных игр, и еще более прямые к самому популярному YouTube-блогеру PewDiePie, в миру Феликсу Чельбергу. Который, конечно, славится своей неполикорректностью и расистскими шуточками за гранью любого фола, но вот такой подставы и "подарка" от Брентона совершенно точно не ожидал. И вот именно в трактовке расстрела в Крайстчерче как загодя планировавшегося "интернет-преступления" и лежит главный и пока единственный урок произошедшего. С беспредельной "свободой сети" нужно что-то реально решать, прописывая для нее правила и законы коммуникаций. Потому как иначе все эти замечательные и сказочные ублюдки, всех цветов, оттенков, религиозных пристрастий, гендерных и политических убеждений рано или поздно шагнут, как этот австралийский лузер Брентон Таррант с подельниками, прямо из монитора компьютера в самую что ни на есть реальную жизнь. А то, что "свобода интернета иногда требует, чтобы за нее платили", вы лучше попробуйте как-нибудь разъяснить родственникам и близким погибших в патриархальном новозеландском городке Крайстчерч, в котором без наличия камер GoPro и прямого стрима в Facebook* и убивать-то никого никакого смысла не было. А вот если с современными нерегулируемыми (или регулируемыми, но дурно) интернет-медиа — совсем другой коленкор.

  • * иностранный агент, экстремистская организация, запрещенная на территории РФ