15 марта Центр стратегических коммуникаций НАТО Stratcom опубликовал исследование, сделанное по запросу Минобороны Латвии. В работе "Stratcom смеется. В поисках аналитической основы" эксперты пишут о российских телешоу и о КВН. По их данным, популярные юмористические передачи продвигают точку зрения Кремля. Ruposters изучил документ и выяснил, почему аналитики из НАТО пришли к такому выводу.
"Отпрыски КВН"
Для своего исследования специалисты отобрали российские телешоу, которые выходили в период с мая 2008 года до июля 2016. Это обосновано тем, что в этот промежуток времени отношения России с Западом сначала улучшились, а затем начали ухудшаться. Следовательно, можно делать выводы о реакции российских юмористических шоу на внешнюю политику. Кроме того, в этот период Россией управляли два президента, и отношение телешоу к ним могло различаться, думают авторы.
"Кроме всего прочего, эти программы могут частично или полностью считаться отпрысками КВН, так как в них участвуют бывшие КВНщики. Среди сценаристов и продюсерской команды есть выходцы оттуда"
Прожекторперисхилтон
Одной из характерных черт российских телешоу в НАТО назвали отсутствие границ между правдой и вымыслом. Информация преподносится в искаженном виде. Популярный прием телеведущих — обращение к "общим знаниям". Они используют выражения "мы, мы все, вся страна, весь народ" и подобные. Аналитики уверены, что на ТВ пытаются следовать советским традициям и изображать частную собственность аморальной, а людей - не способными брать на себя ответственность.
В то же время отеческое присутствие Главы Государства и его предполагаемая забота о благосостоянии обычного человека воспринимается как достаточное основание для ограничения идеалов демократии
Работа на "Русский мир"
Аналитики обнаружили в комедийных передачах попытки противопоставить Россию мультикультурной и толерантной Европе. Особое место уделяется пониманию загадочной русской души и русской духовности, поднимается тема общей исторической памяти всех русскоговорящих людей. В качестве примера специалисты приводят эпизод "Вечернего Урганта" от 30 мая 2016 года. Советский актер Вениамин Смехов заявил тогда в эфире, что Россия - "страна не Ивана Грозного или Николая I, а Пушкина и Бродского". Он назвал русскую культуру экстраординарной особенностью русских и указал на ее превосходство над другими.
Смешиваются советские и современные элементы. В "Вечерний Ургант" часто зовут знаменитых с советского времени людей, используют песни, шутки и расхожие фразы прошлого периода. Противников советского наследия называют "вражескими агентами" и используют такие поговорки, как "Кто не с нами, тот против нас". Именно ностальгией по СССР в Stratcom объясняют большой успех российских развлекательных программ в мире. Русскоязычные за рубежом, которые не интересуются политикой или не доверяют новостям, черпают информацию именно из развлекательных шоу.
Так, можно сделать вывод, что эти развлекательные и комедийные форматы делают даже аполитичных русскоговорящих людей за пределами России частью "Русского мира"
Характерные приемы
Помимо этого, в российских телешоу зачастую используются фразы и расхожие выражения, для понимания которых необходимо хорошо представлять себе специфику общества. "Если было бы за что, вообще убил бы" — эта фраза отражает широкое распространение в России агрессии и жестокости. "Бьет - значит любит" отражает традиционную роль женщин. Аналитики отмечают частое использование гендерных стереотипов в шутках. Женщину расценивают как мать, жену, хозяюшку и объект сексуального желания. Российских женщин-политиков чаще критикуют, чем мужчин.
"Вечерний Ургант"
Зачастую российские телешоу транслируют расистские шутки. Отдельно в НАТО отметили шутки в адрес Барака Обамы. Обремененные большими проблемами в повседневной жизни, россияне за счет обращения к древним стереотипам и цвету кожи преодолевают внутренний дискомфорт и получают чувство превосходства над другими. К аудитории ведущие обращаются как к друзьям и ребятам, это стирает границы между ними и зрителями. Часто, особенно в программе "Прожекторперисхилтон", используются мотивы Второй мировой войны, звучат шутки в духе "Мы вам тогда дали урок". Это помогает строить нацию и укреплять "Русский мир", считают в НАТО.
Шутки о политиках
В качестве примера приводят эпизод "Прожектора" от 3 октября 2009. В нем ведущие обсуждали нетрадиционную сексуальную ориентацию нового главы немецкого МИД и пошутили, что русские говорили об этом еще в 1943 году. Шутки о западных политиках разделяются на две категории. Первая касается личных особенностей, включая отношения с противоположным полом, внешность и соответствие принятым стандартам. Вторая посвящена профессиональной деятельности этих людей. Все вместе позволяет создать цельный образ, который либо соответствует общественному идеалу, либо нет. Отклонения от образа идеала обычно преувеличивают.
В Yesterday Live от 22 июля 2012 года Хиллари Клинтон выставляли не знающей географии вруньей, которую не волнует, куда дальше будут вторгаться США. Джорджа Буша-младшего в "Прожекторперисхилтон" от 17 мая 2008 представили глупым человеком, пошутив, что его новоиспеченный зять теперь будет делать с дочерью президента то, что с ним самим мечтал сделать весь мир. 8 лет спустя, 18 апреля 2016 года, в "Вечернем Урганте" якобы Барак Обама пошутил, что его предшественник первым пописал на ковер в Белом доме. При этом шутки про Обаму во время политики "перезагрузки" отношений с Россией были достаточно нейтральными.
Ситуация изменилась в 2010 году, после спора двух стран об американской системе ПРО в Европе. Критика Обамы стала появляться все чаще и чаще, а шутки о цвете кожи вошли в норму. Отдельно юмористы использовали тему рэпа, который по стереотипам любят все "черные". Так ТВ пропагандировало идею о том, что "цветные" люди менее компетентны и им нельзя доверять высокие посты. В шутках про Хиллари Клинтон часто обращали внимание на ее отношения с мужем. Объясняли желание попасть в Белый дом стремлением отомстить Биллу.
Отношение к российскому руководству
При этом шутки о российских лидерах, как считают в Stratcom, сильно ограничены. Смеяться над слабостью или комичностью российских президентов нельзя. Шутить можно о дипломатах, чиновниках, но высмеивание действий главы страны может подорвать его авторитет. Юмористы при этом обращаются к лидерам уважительно, по имени и отчеству. Выстраиваются сравнения с другими мировыми лидерами в пользу российского президента. В частности, 8 июня 2008 в "Прожекторперисхилтон" рассказали, что Обама лично пытался добиться проведения Летней Олимпиады 2016 года в Чикаго и не смог, а Путин лично пытался добиться проведения Зимней Олимпиады в Сочи и преуспел.
В телешоу пытаются высмеять и международные организации и институты. 11 апреля 2009 года в "Прожекторперисхилтон" назначение нового генсека НАТО прокомментировали словами "рассказчиков сказок и так уже достаточно". 30 мая того же года один из ведущих как будто случайно допустил ошибку и назвал Верховного представителя ЕС по международным вопросам и политике безопасности "Верховным жрецом".
Клуб веселых и связанных с Кремлем
КВН в Stratcom считают феноменом, который вышел за пределы телешоу и даже стал частью школьных соревнований. Кроме того, что это коммерческий продукт, это еще и бизнес-модель, которая успешно растет за счет связей владельца бренда с Кремлем. Исследуются конкретные выступления команды "Парапапарам", представляющей МГИМО, в 2014 и 2015 годах. По мнению аналитиков, они представляют собой образец стратегических политических коммуникаций. Многие темы в выступлениях были общими. В 2014 году затрагивались результаты хоккейных соревнований на Зимней Олимпиаде в Сочи и Евровидение с победой Кончиты Вурст, а в 2015 обсуждались западные санкции против России.
Многие шутки были основаны на общих знаниях: фильме "Терминатор", песнях советских времен. Другие были построены на специфике русского языка, русской культуре и традиционном юморе. Одним из доминирующих мотивов - попытка создать позитивный образ российских телеведущих в противовес негативному образу американских. В силу того, что зарубежному зрителю будут непонятны шутки о российском телевидении, юмор во многом построен на противопоставлении "мы" и "они". До 2014 года основным объектом высмеивания был Евросоюз, но после событий в Крыму место заняли США.
Большое внимание в каждом из выступлений уделяется политическим лидерам. Упоминались Владимир Путин, Барак Обама, Сергей Лавров и Дженнифер Псаки. Несколько шуток было построено на сравнении российского и американского президентов. Например, Обаму демонстрировали на велосипеде, в то время как Путина — на медведе. В 2015 в кабинете американского президента "телеведущие" из КВН нашли портрет российского лидера. Дженнифер Псаки сравнивали с Владимиром Жириновским из-за красной одежды, пытались поставить ее на один уровень с эпатажным политиком. А лидера Чечни Рамзана Кадырова - с терминатором. Так КВНщики создают образ Кадырова для тех, кто с ним не знаком, уверены аналитики.