США следует пожертвовать глобальным военным господством, чтобы сохранить собственную демократию и внутреннюю стабильность, а также восстановить доверие своего народа. Об этом в статье для журнала Foreign Affairs пишет обозреватель Стивен Вертхайм.
Он напомнил, что после окончания холодной войны Пентагон сформулировал обоснование для глобального доминирования: оно заключалось в том, что США должны сохранять военное превосходство в большинстве регионов мира для подавления конкуренции со стороны других стран, сдерживания появления соперников и поддержания мира "по разумной цене для американцев". Но сейчас эпоха однополярного мира закончилась, и эти принципы уходят в прошлое. Потому перед Вашингтоном стоит выбор: пересмотреть стратегию, сократив расходы и риски, или попытаться удержать глобальное первенство, но при этом "метаться от одного кризиса к другому".
Вертхайм считает, что Штаты должны выбрать первый вариант и в рамках новой политики "урезать свои политические цели и оборонные обязательства", связанные с Европой и Ближним Востоком, возложив на союзников ответственность за их собственную безопасность. Более того, США не стоит брать на себя новые обязательства, которые могут навредить интересам страны, например заключать оборонный договор с Саудовской Аравией или принимать Украину в НАТО.
"Для процветания США не нужно глобальное военное господство. Если им что-то и необходимо, так это спасти собственную либеральную демократию, перестроить партийную политику и восстановить доверие народа. Попытка зацепиться за первенство отбрасывает назад эту великую задачу. В результате возникает внешняя политика, которая постоянно выходит из-под контроля, и страна, которая теряет чувство самоконтроля", - резюмирует Вертхайм.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш в январе посетовал, что люди по всей планете перестают доверять своим правительствам, наблюдая за их неспособностью дать ответы на международные вызовы. Геополитические разногласия не позволяют странам объединиться для принятия глобальных решений, что подрывает доверие населения к своим властям, международным институтам и финансовым системам.