Статьи

Бои за "средиземноморскую заправку": интересы России, США и Турции в Ливии

Бои за "средиземноморскую заправку": интересы России, США и Турции в Ливии

19 января в Берлине должна пройти международная конференция по Ливии. В ней примут участие не только представители африканских стран, но и России, США, ЕС, ООН. Туда приглашены и противоборствующие стороны — глава Правительства национального согласия Ливии Фаиз Сарадж и командующий Ливийской национальной армией маршал Халифа Хафтар. На переговорах в Москве они не смогли подписать соглашение о перемирии. Владимир Свержин объясняет, почему Ливия оказалась в топе новостей и какую роль в переговорах играет Россия.

Отголоски 2011-го

Однажды, выступая с высокой трибуны, президент США Буш-младший объявил, что намерен бомбить Ливан. На Ближнем Востоке нервно вздрогнули и бросились лихорадочно звонить в Вашингтон с вопросом "за что?"! Но к этому моменту президенту уже тихо подсказали, что он имел в виду Ливию. Тот лишь пожал плечами, так как особой разницы между этими странами не видел. Однако в США было множество квалифицированных специалистов, знавших, что такое Ливия и для чего ее следует бомбить. Впрочем, Джордж Буш-младший бомбить Ливию не стал. Но у него были преемники.

Официальные, для внутреннего пользования, стенания высокопоставленных сторонников немедленного силового решения "ливийского вопроса" в 2011 году были до уныния однообразны: попрание свобод и демократических ценностей, ущемление прав человека, спонсорство политического терроризма… Словом, все то, что в случае обнаружения на ледовом континенте нефти и газа можно будет применить к антарктическим пингвинам. Особенно если у тех не будет действенных средств массовой информации. У Каддафи в 2011 году они были, но все же несравнимо более слабые, чем у врагов. Желающие все же могут найти объективную информацию о ситуации в Ливии при его правлении. А заодно и ответы на все задаваемые "кровавому диктатору" вопросы.

Используя интернет и спутниковое телевидение (вплоть до того, что в павильонах создавались копии районов ливийских городов), США сотворили настоящее чудо — создали вполне зримый образ чудовищных ущемлений человеческих прав и поругания свобод при ужасном восточном деспоте Каддафи. Картинка на экране была великолепна и вызывала в нормальных людях естественную реакцию — уничтожить гадину! Такая форма психологической войны настолько широко применялась впервые и показала отличные результаты.

Муаммар Каддафи и его "амазонки" — корпус безопасности, состоящий из женщин

Затем все развивалось традиционно. Создав нужную картинку и посеяв ужас в душах европейских парламентариев, заказчики "шоу" использовали как движущую силу карманные организации вроде НАТО и Лиги арабских государств и проплатили госпереворот, вылившийся в кровопролитную гражданскую войну. В какой-то момент "борцам за все хорошее против всего плохого" из местных берберийских племен удалось взять в плен Муаммара Каддафи и на этом основании объявить себя победителями. Конечно, ни о каком суде над лидером страны и не помышляли — они просто замучили Каддафи, измываясь над ним самым гнусным образом. Но кого в просвещенном мире это заинтересовало? Не для того бомбили Ливию, чтобы обращать внимание на кровожадность туземцев.

Цивилизованное человечество незамедлительно признало свободолюбивых победителей. Совершенно при этом не интересуясь мелочами вроде той, что убийство, пусть даже столь видного политического деятеля, как Каддафи, не является победой и что войну в этих местах куда проще начать, чем закончить. Местные радикальные исламисты, которых здесь прежде держали в узде, пришли к власти; британские и французские войска показали миру, что они все еще не совсем разучились пользоваться боевой авиацией; а США под шумок высадили двенадцатитысячный десант в ливийском порту Марса-эль-Брега. Исключительно "для поддержания стабильности в регионе и обеспечения безопасности населения города". Как же иначе? Конечно же, исключительно по нелепой случайности здесь находился крупнейший ливийский нефтяной терминал. Что сказать, тактика известная: сначала вложиться в создание очага напряженности в регионе, затем выступить в качестве миротворцев.

Заправка для флота

Следует упомянуть, что с 1986 года американцы не имели отношения к ливийской разработке нефти. И вот, четверть века спустя, они вновь появились здесь и взяли в свою руки нефтедобывающую отрасль, дававшую стране 95% экспортных доходов. Ежегодная добыча нефти здесь — 23,3 млн тонн. В пересчете на общемировую добычу это совсем немного, 0,6%, однако тут имеется существенное "но".

Актуальные на 2018 год данные о нефтяных вышках и их принадлежности разным военизированным группировкам в Ливии

Нефть — это кровь современной техники и, как следствие, экономики. Бензин, керосин, мазут, солярка, пластик — все это производные нефти. А в данном случае это не просто топливо, это конкретное горючее для 6-го флота США и авиабаз в Средиземноморье. Теперь не нужно гнать через Атлантику флотилии танкеров, чтобы корабли вышли в море, а самолеты взмыли в небо. Все готово, все на месте, достаточно зайти в оккупированные ливийские порты.

На сегодняшний день США планируют значительно увеличить свою группировку на Средиземном море. Которая, по заявлению Вашингтона, и без того укомплектована по нормам военного времени. Уж точно не для борьбы с сомалийскими пиратами. А в "зоне ответственности" этого флота находятся не только страны Средиземноморского бассейна, но и практически вся Европа, Ближний Восток и весь Север Африки (вместе с Ливией). А там через Босфор и Дарданеллы и в Черное море зайти несложно. Напомнить о своем неослабевающем интересе к нашему побережью вообще и к Крыму в частности. Пока это лишь борьба нервов, но в 2011 году, когда Муаммар Каддафи смотрел на Россию как на своего традиционного союзника, мы уже дали слабину в такой борьбе, теперь получили вероятного противника, который пытается хозяйничать в Черном море, как дома в ванной. Геостратегия — дисциплина жесткая, гамлетовских сомнений не прощает. Как говорится:

Уж если неизбежен вынос,
То лучше мы вас, а не вы нас.

Неизбежен ли вынос? Если будем сильными, то не факт. Если пойдем на попятный — непременно. 

Мировой совокупный рынок сбыта в условиях транснациональных корпораций и переизбытка выпускаемой продукции становится все меньше. А значит весь мир должен играть по единым правилам. Мы не согласны. Мы имеем собственные национальные интересы.

Карта боевых действий в Ливии (на апрель 2019-го): красным выделены территории Ливийской национальной армии, зеленым - "Щит Ливии", синим выделены территории без конкретного управления

Какое имеет к этому отношение Ливия? Непосредственное. Мы тоже ревнители справедливости и мира во всем мире, особенно если такая справедливость в наших интересах. Конечно, с момента развала Советского Союза мы чрезвычайно болезненно переживали утрату собственной боеспособности. И последствия этого трагичного факта ощущались и в 90-е, когда страна откровенно управлялась извне. Последние годы вооруженные силы России на подъеме, однако это не повод втягиваться в прямые "горячие" противостояния. Один из способов отстаивания своих интересов в таких условиях — тактика непрямых действий. Зачем связываться с противником непосредственно, когда можно поставить на прикол его ударную морскую и авиационную группировку, лишив ее горючего (кстати, русские войска в Сирии — это невозможность США протянуть нефтепровод из Ирака).

Кто такой Халифа Хафтар

"Цивилизованному человечеству" тогда только показалось, что война в Ливии закончилась. Борьбу против захвативших власть мятежников возглавил опытнейший ливийский полководец, в прошлом ближайший сподвижник Муаммара Каддафи, человек, которого он называл своим сыном, фельдмаршал Халифа Хафтар. Правда, в какой-то момент они разругались до полного разрыва, маршал уехал в Америку, там сотрудничал с ЦРУ и даже получил американский паспорт. Но в 2011-м вернулся на родину, ища свое место в новой реальности. Поиск затянулся до 2014 года. Именно тогда Хафтар поднял оружие против радикальных исламистских организаций, которые США, по идее, должны были уничтожать всеми способами, а не привечать, как получилось в Ливии. Естественно, он был поддержан Россией.

Халифа Хафтар (справа) на переговорах в Париже

Маршал Хафтар имеет не только огромный боевой опыт и прекрасное военное образование. Среди прочего, в 1977-78 годах он учился в СССР на знаменитых курсах "Выстрел" (это настоящая кузница советских и иностранных командных кадров), а в 1983 году прослушал курс лекций при Военной Академии им. Фрунзе. Прекрасно говорит по-русски и имеет здесь множество высокопоставленных соучеников.

Военная помощь Ливии не столь заметна, как наше присутствие в Сирии, но от того не менее эффективна. Имеющиеся там российские ЧВК — частные военные компании — мощная сила. Сформированные из грамотных опытных бойцов, зачастую имеющих правильное военное образование, хорошее вооружение и прекрасное снабжение, они вполне могут выполнить ряд стоящих перед ними специфических задач. Например, уничтожение штабов и важных инфраструктурных объектов (дорог, аэродромов — всего, что имеет отношение к транспортировке стратегических грузов). И уж, конечно, они обходятся куда дешевле, чем эскадры, которые тащатся через полмира, чтобы произвести впечатление. Впрочем, не только для этого.

С помощью скромных друзей маршала Хафтара были освобождены уже два ливийских порта, имеющие нефтяные терминалы, а в прошлом году началось последовательное наступление на столицу Ливии — Триполи.

Хафтар посещает "Адмирал Кузнецов"

До недавнего времени исламистские противники маршала Хафтара поддерживались Турцией. Но тут их ждало серьезное разочарование: ухудшение отношений между Анкарой и Вашингтоном и постепенное улучшение их между Турцией и Россией привело к тому, что наши черноморские соседи объявили, что выступают единым фронтом с нами за урегулирование гражданской войны в Ливии. Воз изломанных на переговорах дипломатических копий оправдал себя.

С инициативой прекращения огня президент России В. Путин и президент Турции Р. Эрдоган выступили совсем недавно — 8 января. Теперь маршал Хафтар и глава Правительства национального согласия Фаиз Сарадж, не так давно называвший маршала изменником и военным преступником, должны опять встретиться, чтобы обсудить рамочные условия перемирия. Получится или нет — вопрос открытый. Все стороны приложат максимум усилий, чтобы обжулить друг друга. В одном можно не сомневаться: контроль над нефтяными промыслами и терминалами будет обозначен Хафтаром как непременное условие мира и процветания в Ливии.

Хафтар на встрече с министром Шойгу в Москве

Новая конструкция мирового порядка будет куда менее выгодна для США, чем созданная ими в 2011 году. И, конечно же, Америка не пожелает мириться с потерей заправочной станции. А мы будем искать адекватный ответ. Со стороны все останется прежним: "Восток — дело тонкое".