РЖД планирует резко сократить расходы на развитие Восточного полигона – если в рамках прежней версии инвестпрограммы компания планировала потратить на его модернизацию 3,84 трлн рублей, то новая предполагает сокращение затрат до 2,29 трлн рублей. Как сообщает телеграм-канал "Высокое напряжение", Минэкономики и вовсе считает целесообразным урезать сумму до 558,7 млрд.
По итогам 2024 года расходы на модернизацию Восточного полигона составят 360 млрд рублей, а в 2022 году, на фоне резкой перестройки транспортных потоков, этот объект негласно окрестили "дорогой жизни" российского экспорта. Согласно действующему плану, провозная способность Восточного полигона должна вырасти со 173 млн тонн в год в 2023 году до 210 млн тонн в год в 2030-м.
"Из-за сокращения ликвидной части Фонда национального благосостояния (ФНБ) у правительства остаётся всё меньше возможностей помочь развитию инфраструктуры "живыми" деньгами. Если в январе 2022 года ликвидная часть ФНБ составляла 8,77 трлн рублей, то в сентябре 2024-го – 5,26 трлн рублей. При этом в декабре Минфин профинансирует из ФНБ дефицит федерального бюджета, плановый объём которого составляет 3 трлн рублей", – поясняет "Высокое напряжение".
На средства из ФНБ ранее рассчитывали и "Россети", которые ответственны за ввод сетевой инфраструктуры Восточного полигона. Однако компания не получила денег ни из ФНБ, ни из бюджета, из-за чего финансирует капзатраты из тарифных источников и кредитов.
Расходы "Россетей" по двум первым этапам модернизации Восточного полигона составили в общей сложности 430 млрд рублей. Третий этап, который должен начаться в 2025 году, скорее всего, потребует меньшего объёма капзатрат, что сыграет на руку финансовым показателям "Россетей".
Проект Восточный полигон – это проводимый с 2013 года комплекс мероприятий по ликвидацию "узких мест" в железнодорожной инфраструктуре Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. Его цель – расширение экспортного потенциала России.