15 июня президент России Владимир Путин в 15-й раз провел традиционную "Прямую линию". Почти 70 ответов за четыре часа - таков итог общения. Президент успел рассказать об экономике, международных отношениях, передать "привет" некоторым губернаторам и помочь исполнить личные просьбы. Сенсаций не было, но некоторые получили от Владимира Путина четкие сигналы. Максим Равреба - о том, чем запомнилась "Прямая линия" и кто что должен был услышать.
Впервые такой формат общения с главой государства российского состоялся 24 декабря 2001 года. После десяти лет правления Бориса Ельцина это выглядело ново и креативно. Трансляция длилась два часа двадцать минут. За это время Владимир Путин успел ответить на 47 вопросов из 400 000, которые поступили из десяти регионов страны.
Дебют был успешным, зрителей заверили, что это не пиар, не бенефис и не реклама. Что это отныне – рабочий формат прямого общения высшего должностного лица России с гражданами страны. Вторая "Прямая линия" собрала уже в три раза больше вопросов. Почти полтора миллиона. Через три года, в 2004, к "Прямым линиям" добавился новый формат в виде большой пресс-конференции, которая также стала традицией.
С 2005 "Прямая линия" стала проводиться осенью, а с 2008 по 2011 - в декабре. Лишь в 2012 году "Прямая линия" не проводилась. В 2017 году она впервые организована летом. Самой продолжительной "Прямая линия" была в 2013 году. Разговор длился почти пять часов. Технические возможности и способы коммуникации также не стояли на месте. С 2014 года появилась возможность записать видеообращение к президенту. Это нововведение подарило сенсацию. К главе государства смог обратиться беженец из США Эдвард Сноуден.
Были и забавные случаи из разряда "новогодних". Многодетная семья с пятнадцатью детьми из Приморья попросила построить детскую площадку во дворе их дома. Их желание не только исполнили, но и подарили автомобиль. Одна из зрительниц обратилась с просьбой о новом платье.
И оно было подарено лично президентом именно на Новогодней елке в Кремле, что, конечно же, намекало на то, как многие понимают возможность обратиться к своему президенту. Сам Владимир Путин сегодня особо подчеркнул, какую именно цель он ставит на этом мероприятии. Понять настроения общества.
В 12:00 Владимир Путин появился в студии. Около 16:00 оттуда вышел. Работа была выстроена так, чтобы максимально возбуждать азарт. Ведущие постоянно напоминали о том, сколько приходит сообщений, смсок и ммсок в минуту, комментарии социальных сетей (за программу их набежало полмиллиона) выводились на экран. Правда, нужно сказать, что на том экране они были не столь грамотно выстроены.
Всего же президент получил около трех миллионов вопросов. Это нам сообщили также азарта ради, потому что времени эфира хватило лишь на 70 вопросов. Что в сравнении с прошлыми "Прямыми линиями" тоже весьма немало.
Сам Владимир Путин, чтобы ответить на максимальное количество вопросов, был максимально лаконичен, четок, говорил быстро, просто, легко оперировал цифрами. Журналисты и ведущие также были настроены на конкретику.
Структура "Прямой линии" была четко срежиссирована, делилась на тематические блоки: "социалка", "коммуналка", "международка" (Украина, США, Сирия), "регионы", "здоровье", "культура". Отдельно прозвучали волнующие всех острые темы реновации в Москве, получения дальневосточного гектара, оппозиции, коррупции, армии, школы, Керченского моста, передачи Исаакиевского собора. Речь зашла даже о фильме Алексея Учителя "Матильда". О последнем спросить пришла группа поддержки режиссера в виде блистательного и "многоликого" Сергея Безрукова.
Первые полтора часа были посвящены России, ее хозяйству, экономике и "социалке". Эти полтора часа пролетели как один миг, ибо подобная информация мало популярна из-за обилия цифр. Впрочем, президент цифрами не злоупотреблял, хотя владел ими блистательно, ни разу не задумавшись ни над одной.
Прямой эфир прерывался тематическими включениями из самых разных регионов гигантской России. Живые, общительные, местами пленительные, далеко не косноязычные и далеко не казенные журналисты стремительно вводили зрителей в тему, представляя местное население и их проблемы.
Рискну предположить, что порядок включений из регионов был известен заранее. Потому что если нет, то мгновенная, адекватная и со знанием "матчасти" реакция Путина на каждое включение была блестящей. Было видно, что глава государства хорошо знаком с каждым регионом, многое знает и помнит о ситуации в них.
Особенно хорошо помнит руководство регионов, причем в классическом смысле. И сценка, разыгравшаяся с упоминанием губернатора Ставропольского края, была именно гоголевской. Кстати, этот блок был единственным в ходе "Прямой линии", когда Путин выглядел жестко. По памяти назвал суммы положенных выплат и компенсаций, а потом выразил уверенность, что его тезка Владимир Владимирович (губернатор Ставрополья, Владимиров) уже сегодня побывает в залитом водой жилище женщины.
Губернатор оказался настолько по-гоголевски шустрым, что еще до окончания "Прямой линии" на его официальном сайте появилось сообщение о том, что на счет домовладения Краснокумского уже переведены 60 000 рублей компенсации из регионального бюджета. Вот что "Прямая линия" животворящая делает!
Нужно сказать, что жесткая позиция не была свойственна Владимиру Путину во время эфира. Он был легким, доступным, открытым, деловым и весьма доброжелательным.
Полтора часа спустя после начала эфира, когда зрители уже были несколько пресыщены хозяйственно-экономической информацией, внезапно появилась тема Украины. И началась она с резкого и горького вопроса "Почему вы нас бросили?", который и вывел аудиторию из состояния спокойствия, показав, насколько больная эта тема до сих пор для граждан России.
И по реакции Владимира Путина было понятно, что его этот вопрос волнует. Но в свойственной ему сдержанной манере он дал понять, что украинская тема не забыта, что она на повестке дня все время. Многие ждали, раз об этом зашла речь, и темы ДНР и ЛНР. Но вопросов таких в эфир не поступило.
Чтобы разрядить обстановку, Владимир Путин позволил себе иронически ответить на выпад Петра Порошенко, который при любом случае старается задеть чувства России. Порошенко, поздравляя украинцев с безвизом, вспомнил строки Лермонтова о "немытой России". Владимир Путин принял этот мяч, ответил этими же строками и отпасовал пикантной и двусмысленной шуткой о "голубых мундирах", к которым его украинский коллега явно неравнодушен. Этот пассаж еще долго будут цитировать в сетях.
На протяжении четырех часов президент Путин периодически давал аудитории расслабиться. Он рассказал о самой большой пойманной рыбе, о привычке с детства гасить свет в комнате при выходе. Рассказал о том, где живут его родственники, поделился радостью рождения второго внука и поиграл в два касания с бывшим тренером футбольной сборной, спросив, когда же она начнет радовать. Впрочем, Валерий Газзаев, у которого эта мозоль особо болит, распасовку не принял, отфутболив тему обратно главе государства.
Подарил Владимир Владимирович и "внешнеполитическую" шутку, которая также станет анекдотом. Предложив бывшему главе ФБР политическое убежище в России, когда оно понадобится. К слову, в ответах по внешнеполитической проблематике, куда входят США, Сирия и Украина, ничего нового сказано не было. Путин просто повторил уже известную позицию Москвы. И вообще сенсаций не готовили.
Их с нетерпением ждали в оппозиционном лагере. Я видел это, следя за их комментариями в твиттере. Ждали сенсаций. Но не дождались, потому что и Исаакиевский собор, и реновация в Москве, и кинокартина "Матильда", да и собственно вопрос по оппозиции встречались Владимиром Путиным сдержанно, шутить на эти темы он не стал, был предельно взвешен и толерантен, не встал ни на чью сторону, апеллировал к закону и порядочности. О коррупционерах сказал уже гуляющую по сети фразу "Они мне не друзья", ставшую мемом. А об оппозиции вообще сказал лишь несколько предложений в духе той же толерантности.
Не принес сенсации и вопрос о будущих президентских выборах. Здесь вообще не было конкретики или чего-то, хотя бы отдаленно выдающего планы Владимира Путина - ни намека на намерения. Так что у многих политических астрологов или алхимиков от политтехнологий под конец возник вопрос о профпригодности. Поскольку никаких тайных знаков или загадочных символов не было. Это было просто общение президента с соотечественниками. Прямое.