Общество

Учёные раскрыли тайны русского авангарда, изучая молекулярный состав картин

Учёные раскрыли тайны русского авангарда, изучая молекулярный состав картин
Фото: Daian Gan | Pexels

В области искусства существуют люди, которые не просто стараются понять скрытый смысл произведения, а пытаются заглянуть намного глубже – на молекулярный уровень, под слой краски и грунтовки. Речь идёт о реставраторах лаборатории физико-химических исследований Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР), деятельность которых направлена на установление подлинности произведения, но что более важно – тесно связана с химией.

Телеграм-канал "Химпром" рассказывает, что за много лет работы они научились проводить химический анализ множества пигментов в составе красок, закрыв тем самым ряд важных вопросов, связанных с историей создания различных картин, в том числе произведений русского авангарда. Самые яркие истории из области химии и искусства:

  • Установление периода использования титановых белил в качестве художественной краски позволило изобличить одного из главных фальсификаторов XX века – Вольфганга Бельтракки. Он подделывал картины европейских экспрессионистов, которые с 1925 года использовали в своих работах именно титановые белила, ранее использовавшиеся только в промышленности. На этом Бельтракки и попался, ведь свои подделки он писал цинковыми белилами.
  • Знание года создания и производства определённых красок позволяет экспертам отличить подлинные произведения русского авангарда от подделок. Например, картины русских художников, написанные до 1920-х и 1930-х годов, не могли содержать пигмент красного кадмия с добавлением серы и селена, так как он появился в Германии только в 1910 году и был достаточно дорогим. Вместо него наши авангардисты предпочитали использовать традиционные киноварь и краплак, а также красные охры.
  • Аналогичная история складывалась и с фталоцианинами – органическими сине-зелёными пигментами, выпущенными в 1937-1939 годах. В России этот пигмент начали использовать только после Второй мировой войны, а само производство в СССР было налажено в 1966-1967 годах. Если картину выдают за произведение русского авангарда периода 1900-1930 годов и в ней содержатся фталоцианины, с большой долей вероятности это может быть подделка.
  • При исследовании картины, которую ошибочно относили к творчеству русской авангардистки Александры Экстер периода 1910-х – 1920-х был обнаружен не традиционный синий кобальт (алюминат кобальта), а некое соединение кобальта, цинка и кремния. Такой состав имела масляная краска "кобальт спектральный", которую Ленинградский завод художественных красок впервые выпустил в 1961 году.