В ходе выборов в Индии Facebook* заявил об усилении борьбы с фейками — к фактчекингу присоединятся 8 индийских компаний, которые будут проводить анализ публикаций на 11 местных языках. Однако, как отмечает индийское издание The Hindu, американская соцсеть, чья аудитория в одной только Индии составляет более 290 млн человек, находится под пристальным международным вниманием из-за своей неспособности обуздать распространение дезинформации. Решению проблемы не способствуют даже значительные денежные вливания, которые получают компании-фактчекеры от многочисленных спонсоров — партнеров Facebook.
Начали с себя
Детище Цукерберга признает насущную необходимость проверки информации, публикуемой в Сети, и ведет эту деятельность с 2017 года. При этом Facebook* отдает значительную часть функций фактчекинга сторонним организациям. По заявлению самого ИТ-гиганта, он сотрудничает по меньшей мере с 50 компаниями по всему миру, которые анализируют публикации пользователей более чем на 40 языках. Однако далеко не все партнеры социальной сети могут похвастаться безупречной репутацией, что особенно заметно в региональном разрезе.
Так, на "домашнем рынке" Facebook*, в Соединенных Штатах Америки, к фактчекингу привлечены крупнейшие международные новостные агентства, такие как французское Agence France-Presse (AFP) и британский Reuters. Которые, как известно, всегда имеют свою трактовку происходящих в мире событий, далеко не всегда совпадающую с реальностью. При этом AFP располагает целым рядом локальных фактчекинговых отделений в той же Индии, а также Бразилии, Канаде, Колумбии, Индонезии, Кении, Мексике, Нигерии, Пакистане, Польше, Испании, Сенегале, Южной Африке и арабских странах.
В других странах процесс отделения правды от вымысла вызывает еще больше вопросов.
Фактчекинг с акцентом
Борьба с дезинформацией на просторах Facebook* осложняется, похоже, еще и тем, что модерация разжигающего ненависть контента из гуманистической плоскости все больше скатывается в политическую.
Так, на Украине, где программа проверки контента была запущена Facebook* в марте 2020 года, партнерами социальной сети стали две местные организации. Согласно открытым источникам, обе эти организации получали финансовую помощь от фондов, признанных нежелательными в РФ. Вдобавок в число спонсоров одной из них в разное время входили Министерство иностранных дел Чехии, Посольство Великобритании в Украине и МИД Великобритании.
Нетрудно догадаться, чем занималась компания, имея таких покровителей. Кроме того, по информации украинской прессы, проект связан с ультраправыми политическими силами и украинскими националистами.
Не лучше обстоят дела с фактчекингом Facebook* и в странах Балтии. Так, в апреле 2020 года стало известно, что к модерации контента в Эстонии, Латвии и Литве социальная сеть привлекла откровенно политизированную виртуальную лабораторию по проверке фактов и исследованию социальных сетей, известную своими русофобскими настроениями.
При этом если в Индии социальная сеть проявила весьма осторожный подход к "внутренней кухне" страны, назначив кураторов, владеющих местными диалектами, то в Прибалтике предпочла закрыть глаза на существующие сложности, связанные с притеснением этнических русских. Вероятно, по мнению администрации Facebook*, данная проблема никак не скажется на объективности прибалтийского цензора.
Кто заказывает музыку?
Схемы финансирования партнеров Facebook*, занимающихся проверкой фактов, практически повсеместно выглядят сомнительно, поскольку, кроме денег самой социальной сети, локальные компании-фактчекеры получают поддержку от государственных структур США и их союзников, а также различных иностранных фондов. Так, турецкая организация-фактчекер в 2020 году по какой-то причине получила пожертвование в размере 50 350 долларов от шведского фонда. В свою очередь, в учредителях аналогичного аргентинского проекта, созданного с целью опровержения недостоверной информации, числится НКО, ранее получавшая деньги в том числе и от Госдепартамента США.
Несмотря на огромное количество "помощников" и миллионы долларов спонсорских грантов, Facebook* не удается справиться с недостоверной информацией на своей платформе. А с учетом источников финансирования и темных пятен в биографии самих фактчекеров, нельзя с уверенностью говорить про отсутствие у них политической ангажированности и откровенной предвзятости.
В это же время проблема неспособности онлайн-платформ самостоятельно справиться с удалением ложной информации и деструктивного контента вызывает обеспокоенность все большего числа стран. Так, в Евросоюзе готовится к принятию закон "О цифровых услугах", направленный на борьбу с контентом, который разжигает ненависть, нарушает права человека, призывает к преступлениям. А в России с 1 февраля 2021 года вступил в силу закон о саморегулировании интернет-компаний, фактически обязывающий соцсети ответственно относиться к тому контенту, который публикуется на их площадках.
- * иностранный агент, экстремистская организация, запрещенная на территории РФ