Статьи

Кому платить по счету? Темная изнанка борьбы с фейками на Facebook

Кому платить по счету? Темная изнанка борьбы с фейками на Facebook

В ходе выборов в Индии Facebook заявил об усилении борьбы с фейками — к фактчекингу присоединятся 8 индийских компаний, которые будут проводить анализ публикаций на 11 местных языках. Однако, как отмечает индийское издание The Hindu, американская соцсеть, чья аудитория в одной только Индии составляет более 290 млн человек, находится под пристальным международным вниманием из-за своей неспособности обуздать распространение дезинформации. Решению проблемы не способствуют даже значительные денежные вливания, которые получают компании-фактчекеры от многочисленных спонсоров — партнеров Facebook.

Начали с себя

Детище Цукерберга признает насущную необходимость проверки информации, публикуемой в Сети, и ведет эту деятельность с 2017 года. При этом Facebook отдает значительную часть функций фактчекинга сторонним организациям. По заявлению самого ИТ-гиганта, он сотрудничает по меньшей мере с 50 компаниями по всему миру, которые анализируют публикации пользователей более чем на 40 языках. Однако далеко не все партнеры социальной сети могут похвастаться безупречной репутацией, что особенно заметно в региональном разрезе.

Так, на "домашнем рынке" Facebook, в Соединенных Штатах Америки, к фактчекингу привлечены крупнейшие международные новостные агентства, такие как французское Agence France-Presse (AFP) и британский Reuters. Которые, как известно, всегда имеют свою трактовку происходящих в мире событий, далеко не всегда совпадающую с реальностью. При этом AFP располагает целым рядом локальных фактчекинговых отделений в той же Индии, а также Бразилии, Канаде, Колумбии, Индонезии, Кении, Мексике, Нигерии, Пакистане, Польше, Испании, Сенегале, Южной Африке и арабских странах. 

В других странах процесс отделения правды от вымысла вызывает еще больше вопросов.

Фактчекинг с акцентом

Борьба с дезинформацией на просторах Facebook осложняется, похоже, еще и тем, что модерация разжигающего ненависть контента из гуманистической плоскости все больше скатывается в политическую.

Так, на Украине, где программа проверки контента была запущена Facebook в марте 2020 года, партнерами социальной сети стали две местные организации. Согласно открытым источникам, обе эти организации получали финансовую помощь от фондов, признанных нежелательными в РФ. Вдобавок в число спонсоров одной из них в разное время входили Министерство иностранных дел Чехии, Посольство Великобритании в Украине и МИД Великобритании.

Нетрудно догадаться, чем занималась компания, имея таких покровителей. Кроме того, по информации украинской прессы, проект связан с ультраправыми политическими силами и украинскими националистами. 

Не лучше обстоят дела с фактчекингом Facebook и в странах Балтии. Так, в апреле 2020 года стало известно, что к модерации контента в Эстонии, Латвии и Литве социальная сеть привлекла откровенно политизированную виртуальную лабораторию по проверке фактов и исследованию социальных сетей, известную своими русофобскими настроениями.

При этом если в Индии социальная сеть проявила весьма осторожный подход к "внутренней кухне" страны, назначив кураторов, владеющих местными диалектами, то в Прибалтике предпочла закрыть глаза на существующие сложности, связанные с притеснением этнических русских. Вероятно, по мнению администрации Facebook, данная проблема никак не скажется на объективности прибалтийского цензора.

Кто заказывает музыку?

Схемы финансирования партнеров Facebook, занимающихся проверкой фактов, практически повсеместно выглядят сомнительно, поскольку, кроме денег самой социальной сети, локальные компании-фактчекеры получают поддержку от государственных структур США и их союзников, а также различных иностранных фондов. Так, турецкая организация-фактчекер в 2020 году по какой-то причине получила пожертвование в размере 50 350 долларов от шведского фонда. В свою очередь, в учредителях аналогичного аргентинского проекта, созданного с целью опровержения недостоверной информации, числится НКО, ранее получавшая деньги в том числе и от Госдепартамента США.

Несмотря на огромное количество "помощников" и миллионы долларов спонсорских грантов, Facebook не удается справиться с недостоверной информацией на своей платформе. А с учетом источников финансирования и темных пятен в биографии самих фактчекеров, нельзя с уверенностью говорить про отсутствие у них политической ангажированности и откровенной предвзятости.

В это же время проблема неспособности онлайн-платформ самостоятельно справиться с удалением ложной информации и деструктивного контента вызывает обеспокоенность все большего числа стран. Так, в Евросоюзе готовится к принятию закон "О цифровых услугах", направленный на борьбу с контентом, который разжигает ненависть, нарушает права человека, призывает к преступлениям. А в России с 1 февраля 2021 года вступил в силу закон о саморегулировании интернет-компаний, фактически обязывающий соцсети ответственно относиться к тому контенту, который публикуется на их площадках.

Подписывайтесь на нас в Instagram:
https://www.instagram.com/ruposters_ru/

Поделиться / Share