Общество

Познер отказался признавать людей в СССР счастливыми

Познер отказался признавать людей в СССР счастливыми

Телеведущий Владимир Познер назвал советский период временем абсолютной диктатуры и объяснил, почему жители СССР жили в постоянном страхе.

Отвечая на вопрос читательницы его сайта, он не согласился с мнением, что отсутствие благ капиталистического мира не мешало советским гражданам испытывать "абсолютное чувство счастья". Познер выразил уверенность, что задавший вопрос человек слишком мало прожил в СССР.

"Я приехал в СССР, когда Сталин еще был жив, мне было почти 19 лет, я прожил много лет советской жизни. Конечно, когда я приехал, – не будем говорить о тех людях, которые были в ГУЛАГе, о них тогда вообще не говорили, – но вскоре после моего приезда было "Дело врачей", когда обвинили группу врачей в том, что они отравляли советское руководство и, в частности, убили Горького. Готовилась высылка всех евреев в Сибирь. Это был первый шаг, причем под очень хитрым таким одеянием, "чтобы спасти их от гнева народного, от погромов", значит надо было их сослать в Сибирь", — вспоминает журналист.

Из-за смерти Сталина ссылка не состоялась, однако люди после этой ситуации стали испытывать чувство страха.

Потом, конечно, эти врачи были реабилитированы, — те из них, которые не были убиты. Но чувство страха, что не дай бог сказать что-то не то, — оно было абсолютно живое у всех.

При этом были и счастливые моменты: разоблачение культа личности Сталина, успехи страны в космической гонке, в частности полет Юрия Гагарина. Однако чувство счастья длилось недолго.

И я был среди тех, кто ощущал счастье. Мы ездили на целинные земли и на Братскую ГЭС и все такое прочее. Но потом все вошло в свою колею и было совершенно понятно, что это абсолютная диктатура, что существует одна идеология, что существует одна партия и любое уклонение или отклонение чревато наказанием. Может быть, не расстрелом, как это было в сталинские времена, но безусловно тюрьмой, безусловно лагерями или сумасшедшим домом, в зависимости от того, как было оценено.

Он отметил, что позитивное отношение к советской действительности свойственно для детей 7-8 лет, "но когда ты взрослый человек работаешь в области идеологии, то совсем другие чувства".