Дело для США заключается конечно вовсе не в Украине, которая лишь орудие, так удобно лежащее в руке Наши американские партнеры очень точно – возможно, именно потому, что чрезвычайно примитивно – ощущают стратегию. Oни ни черта не понимают, что конкретно происходит, но они думают так крупно, что им эта мелочь не мешает. К чему лезть в детали: был там референдум Косово или не был, Ирак это на карте или Иран, в Словакию мы едем или в Словению. Надо просто чувствовать в какую сторону дует ветер: в свои паруса или в паруса соперника. Если в свои – хорошо, если в чужие – плохо. Американская мировая политика – работа над ветром с нулевой суммой. Американцы всегда отлично чувствуют тенденцию, знают, в какую сторону в любом уголке мира двигается ситуация. На Украине ситуация стратегически двинулась в сторону России. Как только Янукович отказался подписать согласие на вхождение Украины, даже не знаю: тушкой или чучелком, в ЕС, вступление Украины в Таможенный Союз стало неминуемым. Потому что ЕС не хотел вкладывать в Украину ни копейки, а третьего Украине было не дано.
США потребовалось срочно разворачивать ситуацию: лишнeе сорокамиллионное подспорье в экономику России – слишком сильный ветер в паруса основного конкурента. Заранее под будущие украинские выборы заготовленная движуха была спущена с цепи, а когда она не дала результата, американцы в дикой спешке, торопясь успеть до окончания Олимпиады, связывающей, как они считали, руки России, взорвали ситуацию с риском потерять половину Украину, но выигрывая половину другую.
США испугались, что поезд может уйти, не дожидаясь. А уж насколько они были точны в своём анализе – теперь не важно. Лично я считаю, что точны. Как более тяжёлое тело притягивает к себе более лёгкое, так набирающая с каждым годом всё большую мощь Россия не могла не притянуть к себе Украину: заводы, бизнес, людей. Это закон жизни. С учётом ослабления экономической силы Евросоюза, который больше не убеждал американцев в качестве альтернативного полюса, и, что ещё хуже, грозил сам слиться с Россией в разного рода экстазах, иллюзий США явно не питали. Дело для США заключается конечно вовсе не в Украине, которая лишь орудие, так удобно лежащее в руке. А уж что с орудием при использовании будет... Игра идёт за весь мир, и Россия в последние полтора десятилетия играла эту игру вдлинную. Как это делает Китай, большой мастер длинных игр. Она крепчала с каждым годом, перетягивая технологии из Европы, параллельно решая внутренние задачи с демографией, индустриализацией, армией, здравоохранением и т.д. и т.п. Стараясь при этом ни в какие конфликты с Западом не вступать, жертвуя даже темпом своего развития и не делая множество давно назревших шагов. Потому что считала, что дразнить гусей рано. В этом, если угодно, суть политики Путина, самого, наверное, осторожного лидера России в её истории. Попробовать прописаться в западном доме, а если не туда пустят, по-прежнему делать вид, что туда стремишься до того момента, когда новый и уже свой дом будет готов. Любой геймер, имевший дело с играми-стратегиями знает, каково это: копить силы и желать, чтобы тебя никто не трогал, пока не созреет, наконец, то стратегическое преимущество, которое только и останется, что технично реализовать. Но гуси-то не слепые. Им нужно было заставить Россию сыграть вкороткую, заставить выложить её карты до срока. Пока размен ещё выгоден для США. Дело для США не в Украине, а в Европе – именно для влияния на Европу американцы раздувают, а в нужные моменты форсируют, не гнушаясь отправить в Киев руководителя ЦРУ, украинский пожар. Момент выбран удачно: США вовсю агитируют Европу оформить американо-европейский экономический союз, а та – не в восторге, да и европейские элиты чувствуют себя связанными шпионскими скандалами с американской слежкой.
Каналы технологий для России из США перекрыты, но они действуют из Европы. Россия, которая экономически равна Европе – страшный сон США. Потому что именно тогда может начать складываться наивный план Андропова о союзе с Европой с вычетом оттуда США. Европейское население от гегемонии США уже устало. США просто обязана в целях сохранения своего лидерства в мире перекрыть связь Европы с Россией. И для этого разыгрывается украинская карта.
США нужно, чтобы на Украине было плохо, не важно как. Идеал – война России и Украины: русские убивают русских на русской же территории. Чуть хуже – ввод войск России на Украину, что как минимум позволит обрубить или существенно затруднить экономические контакты Европы и России. Это ослабит и ЕС, что тоже приятно. Раздел Украины по Днепру – тоже не печаль: лучший оживляж для НАТО, кольцо «партнёрских» (противо-)ракет сужается. Собственно, поэтому Россия и играет за всю Украину, тогда как США хочет забрать половину, а на остальной части сыграть на ухудшение положения России в мире. Поэтому США приказывает Киеву «давить» Юго-Восток, потому что вариант, когда тот сам организуется и продавливает свою волю в Киев – наихудший для США. Это стратегически возвращает ситуацию в ту, что была до путча и что так не устраивала Америку. Федерализации, понятно, не хочет и сам Киев, потому что федерализация – это развод вдолгую. Но той уникально хрупкой, но хитрой композиции: президент с Востока проводит западную политику, на которой держалась страна, больше нет, она пала жертвой путча. Надо сказать, что США вложилась миллиардами в Украину не зря – им удалось задать России очень тяжёлую задачу. Россия, однако, как тот шахматист, что всякий раз находит единственно верный ход, с каждым днём разворачивает ситуацию на доске в свою пользу. За кого болеть в этой партии, каждый может решить для себя в меру своего воспитания, образования и самоощущения. Дмитрий Коган - Центр политического анализа