Политика

Алексей Шмидт: Кто устроил интервенцию на Украине?

Алексей Шмидт: Кто устроил интервенцию на Украине?

Как мне кажется, сейчас только ленивый не говорит о международном праве. Последнее время экспертами в области стали бывшие журналисты, садовники, продавцы книг, школьные учителя и недоучившиеся в университет то ли юристы, то ли политологи из Брюсселя. Думаю, если даже такие странные люди разбираются в международном праве, то почему бы мне – человеку образованному не хуже во всяком случае садовника или продавца книг, не попробовать себя в бесхитростном ремесле юриста-международника. Некоторые мои давние друзья юристы считали, что у меня своего рода призвание к правоведению.

Как всем либералам-западникам заранее известно, что в интервенции и во вмешательстве во внутренние дела Украины виноваты все русские и лично Путин. Иначе быть не может, ведь Путин с помощью его агрессивной пропаганды пытается восстановить советский союз.

Так как мотивы всем ясны и обсуждению не подлежат, то осталось выяснить одну мелочь: что же такое интервенция и вмешательство во внутренние дела государства? Любой начинающий юрист-международник без труда смог бы это узнавать, если бы заглянул, например, в «Декларацию ООН о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств», где под словом «интервенция» понимается не только ввод войск на чужую территорию, но также иные формы политического, экономического или информационного вмешательства, нарушающие суверенитет государства. Так я с немалым удивлением узнал, что запрещенным с точки зрения международного права вмешательством во внутренние дела государства помимо всего прочего является:

  • Применение или поощрение применение экономических, политических мер или мер иного характера для принуждения другого государства.
  • Организация, помощь или финансирование вооруженной, подрывной деятельность или террористической деятельности, направленной на изменение строя другого государства путем насилия.
  • А также от вмешательства во внутреннюю борьбу в другом государстве.

В декларации ООН «о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств» от 1965 года эта мысль сформулирована предельно сжато и просто:

  1. Никакое государство не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого осуждаются не только вооруженное вмешательство, но также все другие формы вмешательства и всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных элементов.
  2. Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер иного характера для принуждения другого государства подчинить осуществление его суверенных прав или для получения от него каких бы то ни было преимуществ. Все государства должны также воздерживаться от того, чтобы организовывать, помогать, создавать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также от вмешательства во внутреннюю борьбу в другом государстве.
На фоне моих вновь обретенных знаний в области международного права у меня возникают серьезные вопросы, относительно того, как назвать массовые гуляния по Майдану высших чиновников Европейского Союза и США, послов и разного рода эмиссаров?

Как в свете того, что написано в декларации ООН относится к бесплатной раздаче печенек, громких выступлений с трибуны, обещаний денег, безвизового режима и манны небесной? Как понимать недвусмысленные угрозы не только ввести санкции против Януковича и членов украинского правительства, в случае разгона Майдана, но и посадить их. Что думать о приеме украинских оппозиционеров в самых высоких берлинских кабинетах в разгар политического конфликта? Как понимать все то, что на протяжении трех месяцев происходило на Майдане и о чем с таким восторгом мне каждый вечер докладывали рукопожатные немецкие СМИ? Неужели это все было не борьбой за высокие идеалы демократии и свободы, а банальной интервенцией и грубейшим нарушением основополагающих деклараций и устава ООН? И если все это так, то чего стоят слова всех этих уважаемых господ, которые месяц назад выступали с трибуны на Майдане, а сегодня решительно осуждают Россию, за вмешательства во внутренние дела Украины, не имея на руках ни одного доказательства? Алексей Шмидт