В Общественной палате РФ прошел круглый стол "Массовое нарушение прав российских соотечественников за рубежом по признакам гражданства, национальности и языка: как этому противодействовать".
Член ОП РФ Максим Григорьев сообщил, что из-за событий на Украине ОП фиксирует участившиеся факты дискриминации соотечественников за рубежом и ущемления их прав.
Защита жителей Донбасса и операция по денацификации — лишь повод, которым на Западе умело воспользовались, чтобы обострить ситуацию и дискредитировать Россию, убежден заместитель Секретаря ОП РФ Александр Школьник.
"К сожалению, мы упустили момент, когда антироссийская риторика перешла в глобальную информационную повестку Запада, не смогли тогда ей достойно противостоять. А в нынешней ситуации проявление русофобии и даже неприкрытой враждебности по отношению к русскоговорящим гражданам достигли апогея", - считает Школьник.
Горячая линия Россотрудничества зарегистрировала более трех тысяч обращений по фактам нарушения прав человека, рассказала заместитель руководителя Россотрудничества Наталья Поклонская. "Мы попросили ректоров российских юридических вузов, чтобы выпускники помогали готовить иски в ЕСПЧ пока это еще возможно. Также направлено письмо в департамент управления верховного комиссара по правам человека ООН, касающееся банковской сферы: отказов в выдаче карточек и в банковском обслуживании нашим соотечественникам из-за того, что они русские. Это вопиющие факты", - считает Поклонская.
Даже опытные правозащитники не сталкивались с таким беспрецедентным уровнем агрессии против соотечественников, поэтому и меры реагирования должны быть особенными, считает заместитель директора департамента МИД России по работе с соотечественниками за рубежом Владимир Андреев. Он обратился к участникам мероприятия — соотечественникам за рубежом с просьбой передавать информацию о фактах притеснения и агрессии в посольства и консульства России, либо напрямую в МИД.
По итогу мероприятия эксперты предложили ряд решений. В первую очередь это мониторинг угроз и случаев нарушения прав русскоязычных граждан за рубежом, организацию правовой помощи как через правозащитные власти стран проживания, так и через неправительственные организации, а также психологическое сопровождение граждан, подвергшихся угрозам.