На площадке технопарка ЦАГИ начались испытания нового беспилотного грузового конвертоплана с вертикальным взлетом и посадкой. Его разрабатывает компания "М-Индастриз" под названием "Veзделет".
Машина обладает впечатляющими характеристиками: при грузоподъемности до 50 кг она может развивать скорость свыше 100 км/ч и проводить в воздухе не менее 1,5 часа. Потолок высоты – 4000 метров. Макетный образец и его компоненты пока тестируются на стендах, однако уже осенью 2023 года начнутся летные испытания. Постройку полноценного прототипа планируют завершить летом.
Заслуживает внимания и конструкция аппарата. Он получит два крыла и восемь движителей, которые должны работать на электротяге. Их расчетный срок службы превышает таковой у топливных аналогов. Как и у исторических аналогов, движители будут менять свой угол в зависимости от текущей задачи: они расположатся вертикально при посадке и горизонтально – в "самолетном" режиме.
Единственный в мире массовый конвертоплан – американский военный Bell V-22, разработанный в конце 1980-х. При его создании заказчик столкнулся с таким числом проблем и незапланированных трат, что этот тип транспорта надолго завоевал репутацию "имиджевого", не имеющего экономического смысла. Тем не менее в 2000-х годах Пентагон возобновил заказы V-22, а затем заинтересовался его модернизированной версией для замены вертолетов.
В России работы над подобными конструкциями стартовали в 1970-х. Планировалось построить прототипы в 1986-1995 годах, однако распад СССР поставил на проекте точку. С 2012 года созданием гражданских конвертопланов занимаются частные российские фирмы, включая холдинг "Вертолеты России". В духе времени упор делается на беспилотные конструкции.