Статьи

В поисках гениев места: как в России создают кадровый резерв

В поисках гениев места: как в России создают кадровый резерв

В Москве завершается первый всероссийский форум "Наставник". Накануне лучших "учителей" на производстве, в бизнесе и в образовании наградили. А в Сочи совсем недавно прошел финал конкурса "Лидеры России", по итогам которого из разных регионов выбрали 103-х управленцев - кадровый резерв страны. С ними также будут заниматься наставники - представители крупного бизнеса, министры, члены правительства. Платон Беседин - о новом векторе государственной политики, роли наставничества и преемственности. 

Что такое поступок? Или подвиг? Последнее время нас пытаются убедить, что это нечто сиюминутное и даже случайное. То, что происходит вопреки, а не благодаря. Однако наша история убеждает в обратном: истинный поступок, а тем более подвиг, совершается во многом благодаря преемственности.

Вот, например, мой родной Севастополь. Здесь установлен памятник лейтенанту Казарскому. Во время Русско-турецкой войны он командовал бригом "Меркурий". Тот встретился с двумя турецкими линкорами: 18 пушек против 180. Говоря просто, это как если бы районный чемпион по боксу наткнулся на Валуева и Кличко одновременно. Понятно, что любой бы другой капитулировал. Однако Казарский вместе с командой решил дать бой. И не только выстоял, но и победил. Что это? Случайность? Или несгибаемая воля, дух? Безусловно, второе. Но мог ли быть этот дух, эта воля без примера? Конечно, нет. И у Казарского был такой пример, наставник – адмирал Сенявин. 

Можно вспомнить и нашего великого хирурга Николая Ивановича Пирогова. Когда он приехал на Крымскую войну, то увидел полный разброд и шатание. Севастопольские улицы были буквально завалены ранеными, а медики пьянствовали в лагерях. Пирогов выправил положение дел. Он не только спасал людей (5 тысяч операций за полгода), но и полностью изменил администрацию медицины. По сути, он создал военную хирургию: ввел наркоз, гипсовую повязку, сортировку раненых, а главное, вдохновил своим личным примером десятки преемников. 

Подобных историй – множество. И тут мы, безусловно, говорим об институте наставничества. К сожалению, в последнее время эта формулировка отдает старомодностью. Кто-то даже может над ней посмеяться. Но преемственность - краеугольный камень русского общества.

Опять же – Севастополь. Две героических обороны с разницей менее чем в 100 лет. Кто вдохновлял защитников города во время Великой Отечественной войны? Они воспитывались на примере защитников Первой обороны. Потому моряки, рискуя жизнью, бросились спасать великое полотно Франца Рубо, когда в Панораму попала бомба. Их вдохновляли моряки Первой обороны. Почему именно Керчь и Севастополь стали моторами Крымской весны? Да потому, что именно эти города имеют славную героическую историю. На одной земле воспроизводится один и тот же тип поведения, и идет он от конкретных людей. 

В институте наставничества есть и более практичные вещи. Он обеспечивает то, что принято называть кадровой политикой. Кадры решают все. Застой приводит к системному коллапсу. Люди перемещаются из места в место, из времени во время, результат таких перемещений критичен. 

И речь не только о чиновниках и политиках, нет. Мы испытываем кадровый дефицит практически во всех сферах. Взгляните на нашу эстраду: одни и те же лица с голубым огоньком в глазах. Спорт? Острейшая нехватка кадров. Культура? Аналогично. И гребенщиковский вопрос "Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?" как никогда актуален. Ответом ему эхо того же Гребенщикова: "Ее нет, нет, нет". 

Безусловно, новые люди есть. Россия всегда была богата "гениями места" (genius loci). Спасение для нашей страны и приходило, что называется, из народа. Кем были Минин и Пожарский? Но, во-первых, как в мирное время обеспечить путь простого человека к вершинам? Во-вторых, как органично обновить кровь российского организма? Ведь полное кадровое обновление уничтожает основы и не всегда дает эффективный результат. И вот тут на первое место выходят наставничество и преемственность.

Потому абсолютно верна инициатива Владимира Путина о поиске новых локомотивов страны. В итоге она трансформировалась в конкурс "Лидеры России". Ведь система грантов разбивалась о чванство и коррупцию чиновников. Конкурс "Лидеры России" прозрачен. Жалоб на кумовство не поступало. 

Из 300 участников выбрали 103 лучших (всего же сначала откликнулись 200 тысяч человек). Большинство пришло на конкурс со своим успешным бэкгранудом – с тем, что уже сделано и чем можно гордиться. Например, один из участников 15 лет назад организовал языковой лагерь, в котором ежегодно во время каникул в Ленинградской области и в Крыму три тысячи школьников получают дополнительное образование. И он предложил свою реформу образования. Логично: у него есть опыт – ему есть что сказать. 

Вошли ли в число победителей все те, кто мог бы изменить Россию к лучшему? Безусловно, нет. Это значит, что такие конкурсы должны проходить на постоянной основе и быть еще масштабнее. Есть ли надежда, что хотя бы 20 человек из этих 103 могут изменить что-то к лучшему? Да. Главное, впрочем, чтобы победители шли в первый эшелон не с желанием слиться с ним, присосавшись к установленным порядкам, но жаждали выправить, изменить систему. Точно Ломоносов при дворе императрицы. 

Однако это должны быть именно изменения, а не коренной слом. И вот для этого молодым лидерам нужны наставники. Важно обеспечить не преемственность системы, а преемственность знаний. И в данном контексте полезен форум "Наставник". Владимир Путин уже встретился с лучшими из участвующих в нем. Самому старшему, пожарному, – 101 год. Но есть и совсем молодые наставники. Например, студентка третьего курса, которая вместе со своей командой создает детские развивающие наборы: мультипликационные герои рассказывают о своих приключениях по всему миру. Любопытно, что приглашение посетить форум президент получил от молодого сварщика, рассказавшего, как его вдохновил отец, благодаря чему он выиграл в чемпионате WorldSkills Hi-Tech.

Я сам бываю на различных молодежных форумах, как правило, литературного направления. Выступаю тоже своего рода в качестве наставника. Я вижу, что это нужно молодым людям. Они ждут и общения, и знаний. Многие из них хотят развиваться, но тому есть препятствия, главное – низкий интеллектуальный уровень среды, в которой они привыкли жить. 

Любой же форум для них – встряска, эмоция, поиск единомышленников и наставников. Они словно принимают, как в той песне Шевчука, сигнал: "Ты-ы-ы-ы не один!" И, конечно, любой такой форум – возможность проявить себя. Это тот самый социальный лифт, который в России последних лет был то ли отключен за неуплату, то ли сломан.

Да, сегодня нужны новые люди, а им нужны наставники, которые обеспечат преемственность знаний. Это позволит преодолеть разрывы, которые, на мой взгляд, являются сегодня главной бедой России – разрывы в социальном положении, в связи времен и т.д. Заполнить их можно только созидательной связью между прошлым и настоящим, а она - гарантия цельного будущего. 

Шаги в этом направлении делаются. Примеры тому – конкурс "Лидеры России" и форум "Наставник". Теперь важно не загубить идею, а расширить, масштабировать. В каждом селе, в каждом городке необходимо искать не просто новых лидеров, но таланты России. Потому что главное богатство нашей страны не газ и не нефть, а люди. Надо помочь им реализоваться. И они, уверен, не подведут.