Вооруженные силы Украины 6 августа 2024 года начали вторжение в Курскую область. В операции были задействованы значительные силы, причем в основном это хорошо подготовленные, оснащенные в том числе западной техникой подразделения, которым сразу удалось занять несколько десятков населенных пунктов, среди которых приграничный райцентр Суджа. Однако продвижение ВСУ было быстро остановлено силами российской армии и других силовых структур, примерно с середины сентября продолжается планомерное вытеснение противника, который уже потерял около половины захваченных территорий российского региона.
Цели
Почти сразу после начала террористической атаки на Курскую область советник главы офиса президента Михаил Подоляк заявил, что операция была задумана Киевом для усиления собственных переговорных позиций, то есть российские земли должны были стать предметом торга на потенциальных переговорах. Позже украинские официальные лица прямо и косвенно признали, что задачей максимум был захват Курской АЭС в городе Курчатов, также в Киеве рассчитывали на то, что для защиты региона Минобороны РФ передислоцирует войска с Донбасса и продвижение российской армии там остановится.
Ошибка
Руководство Украины было настолько уверено в своем плане, что для его реализации были сняты подразделения, осуществлявшие поддержку донбасской группировки и находившиеся в резерве на случай прорыва оборонительных рубежей. В этом контексте примечательной оказалась реакция западных союзников Киева, которые сразу поспешили отстраниться от сомнительной как с политической, так и с военной точки зрения операции. На Западе попытались сделать вид, что были не в курсе о планах Украины, но Киев быстро раскрыл, что это ложь.
Так или иначе, официальные лица стран НАТО, в том числе США, и западные аналитики продемонстрировали некоторое недоумение из-за украинской авантюры в Курской области. Они указали на высокий риск потери подготовленных и хорошо оснащенных подразделений без какой-либо внятной стратегической цели. Тем не менее в Пентагоне не стали признавать напрямую, что вторжение было ошибкой, и пообещали и дальше поддерживать Украину деньгами и оружием.
Как показало время, единственное, на что могли рассчитывать ВСУ в Курской области — удержание российских земель и создание еще одного очага напряженности. Захват Курской АЭС и продвижение ВСУ были предотвращены, а к концу декабря украинские силы потеряли около половины захваченных территорий, почти 50 тысяч военнослужащих, около 2000 танков и другой бронированной техники, 340 артиллерийских орудий и свыше 40 единиц РСЗО. При этом западная пресса прогнозирует потерю оставшихся территорий к весне и констатирует упаднические настроения в рядах украинских подразделений, воюющих в Курской области, из-за значительных потерь, тактических поражений и нехватки ресурсов. Многие военные ВСУ до сих пор не понимаю, зачем они пришли на российскую землю.
В начале января ВСУ предприняли попытку нового наступления в Курской области, атаковав хутор Бердин с целью занять село Большое Солдатское рядом с ним. Спустя считанные дни стало ясно, что нападение провалилось, и официальные лица в Киеве быстро стали замалчивать эту тему.
Обратный эффект вторжения
При этом Россия не стала сбавлять обороты на донецком направлении, даже наоборот, усилила давление, что принесло весомые плоды. Еще в августе президент Владимир Путин объявил, что продвижение ВС РФ в Донбассе ускорилось в полтора раза. За полгода российская армия освободила огромные территории ДНР, не только перечеркнув и без того едва заметные результаты украинского "контрнаступа" 2023 года, но и продвинувшись на рубежах, державшихся с 2014 года. За один только ноябрь было освобождено больше земли, чем за весь 2023 год, а под контроль ВС РФ перешли несколько крупных городов, таких как Угледар, Курахово и Селидово.
Другим весомым результатом вторжения со знаком "минус" для Украины стал срыв переговоров на тему взаимного прекращения ударов по энергетической инфраструктуре. В августе американская газета Washington Post писала, что такая встреча должна была состояться при посредничестве Катара в Дохе, но после вторжения Москва отказалась вести диалог. В сентябре эту информацию подтвердил секретарь Совбеза РФ Сергей Шойгу, уточнив, что Россия согласилась, а Украина в итоге сказала нет, после чего напала на Курскую область.
Дальнобойные удары по энергетике продолжились, однако, если в России ВСУ смогли лишь повредить несколько нефтехранилищ, спровоцировав пожары, то сама Украина в результате российских ударов потеряла больше половины генерирующих мощностей — около 35 ГВт — восстановление которых займет теперь долгие годы. И в конце октября Financial Times сообщила, что Киев хочет возобновить переговоры о прекращении ударов, но договоренности, очевидно, не были достигнуты. Минобороны РФ не раз подчеркивало, что удары наносятся не по всей энергетической инфраструктуре Украины, а лишь по тем объектам, которые используются в военных целях или обеспечивают работу предприятий ВПК.