В Румынии предъявили обвинения в преступлениях против человечности бывшему президенту Иону Илиеску. По данным прокуратуры, его военные меры после свержения Николае Чаушеску способствовали насилию. Кроме того, ему грозит наказание за дезинформацию и провоцирование массовых беспорядков. 88-летний Илиеску заявлял, что ожидает приговора "с высоко поднятой головой". Дело пытались закрыть, но меньше чем через год расследование об авторитарных методах правления экс-президента было возобновлено. Сергей Харламов рассказывает, как свергнувший диктатора Чаушеску сам стал диктатором.
Каково это — отправить своего друга молодости на смертную казнь? Какая сила должна заставить человека забыть о совместных свершениях и подписать указ о создании военного трибунала для друга? История Иона Илиеску, вставшего во главе Румынии после диктатуры Николае Чаушеску, выглядит весьма прозаичной: перспективный молодой политик осмелился перечить старому диктатору, был сослан и триумфально вернулся на волне протестных настроений. 30-летняя история с того момента доказала, что Илиеску можно считать плоть от плоти своего врага.
Но участь оппонента Илиеску не разделит. Его деяния будут тщательно рассмотрены судом, в том числе и затем, чтобы попытаться смыть кровь с рук румынского народа. Эта национальная травма давно тревожит жителей Румынии: 84% граждан сожалеют об отсутствии честного судебного разбирательства над Чаушеску. Возможно, именно так и решаются противоречивые вопросы национального исторического прошлого.
Первый смертный грех Илиеску
Все нужно было делать быстро. С одной стороны — хаос в Бухаресте, грозивший еще большим количеством жертв. Подразделения охранки Чаушеску "Секуритате" вели редкую перестрелку с противниками уже павшего режима, однако неосторожные манифестанты могли спровоцировать бойцов на большое кровопролитие.
С другой стороны, в руках военных оказался Чаушеску, пытавшийся добраться до пограничного города Пиешти на машине, но остановленный в Тырговиште. Он содержится в военной тюрьме гарнизона. Новый министр обороны Стэнкулеску жаждет трибунала над бывшим начальником. Через 19 лет эта жажда крови не спасет его самого от суда: он командовал войсками, пытавшимися подавить первые выступления антикоммунистов.
Потом решение в ситуации, похожей на вилку в шахматной игре, будут оправдывать как исторически продиктованное. 24 декабря Илиеску решился подписать указ о создании Чрезвычайного военного трибунала. Все, кто принимал в нем участие, были военными. Судебное заседание длилось чуть меньше часа.
В 2010 году в румынскую прессу попала копия документа, подписанная Илиеску, согласно которому якобы за несколько часов до расстрела заменили смертную казнь на пожизненную тюрьму в обмен на прекращение сопротивления сотрудников "Секуритате". Илиеску остался непреклонен и назвал документ фальшивкой:
Не жалею о смертной казни Николае Чаушеску. Он заплатил по заслугам, потому что был главным виновником того, что случилось.
Второй смертный грех Илиеску
Как удержать власть, когда из всех примеров легитимации правления в твоем арсенале — 10 лет знакомства с диктатором? В руках у Илиеску уже был захваченный в результате вооруженных столкновений телецентр и правительственные здания. Имелась и структура, способная заменить развалившуюся верхушку власти, пусть даже и ненадолго — Фронт национального спасения, состоявший из таких же, как и сам Илиеску, опальных функционеров коммунистической партии Румынии.
Выступая перед согражданами с серым от недосыпания лицом, Илиеску зачитал имена членов временного правительства, а себя назначил президентом страны. Таким нехитрым образом в Румынии к власти на смену одной номенклатуре пришла другая, состоявшая из тех, кому на предыдущих поворотах истории повезло меньше.
Уже в феврале ФНС решено было преобразовать в партию, что повлекло за собой выход многих видных членов антикоммунистического сопротивления — Думитра Мазилы, Андрея Плешу, Дойна Корня.
Учитывая водоворот событий и скорость происходящего, Илиеску оказался в чрезвычайно выгодной позиции без конкурентов. Его партия контролировала ТВ и печать, его поддерживали в разных слоях населения — крестьяне и городские рабочие, что позволило ему в 1990 году выиграть выборы с разгромным результатом.
Более того, именно его сподвижники обладали властью назначать дату выборов. И, несмотря на то что часть румынской интеллигенции требовала отсрочки до осени, выборы были назначены на 20 мая, пока еще были свежи в памяти людей подвиги Илиеску и ФНС. Партия набрала 85% голосов. Илиеску получил власть на два года.
Третий смертный грех Илиеску
Перед выборами в стране была организована акция протеста. Она называлась Голаниада, а руководство ей осуществляли представители интеллигенции, выходцем из которой был и сам Илиеску, блестящий выпускник инженерно-технических курсов МЭИ.
Манифестация называлась Голаниадой, потому что Ион называл участников golani — хулиганами. Хотя, пожалуй, именно Голаниада отличалась от предыдущих кровавых событий декабря 1989 года именно мирным характером и отличной организацией. Ее участники честно выносили на суд общественности различные прокламации, в том числе и Тимишоарскую, главное требование которой заключалось в запрете бывшим членам коммунистической партии избираться на высокие посты.
Илиеску называли "румынским Горбачевым", что очень расстраивало новоизбранного президента. С таким сравнением Илиеску соглашаться был не готов. К слову, уже 7 июня 1990 года он имел встречу с лидером СССР, которая готовилась главой советского МИД Шеварнадзе с января. Горбачев заверил Илиеску, что Союз полностью поддерживает действия национального правительства по свержению диктатуры Чаушеску. Ползли слухи об организации декабрьского переворота при помощи КГБ.
Голаниада продолжалась до 15 июня и закончилась кровопролитием. 13 июня палатки активистов в центре Бухареста начала уничтожать полиция, произошли аресты. Тогда же в городе были замечены шахтеры, которые уже через день практически одновременно ударили по зданию Университета Бухареста, по штабам Национал-либеральной партии и Национал-царанисткой партии. Такая скоординированная работа под предводительством лидера профсоюза Мирона Козмы вызывала вопросы. Были избиты многие профессора и студенты Бухарестского университета, лидеры партий.
Все вопросы отпали, когда Илиеску пригласил "простых шахтеров из долины реки Жиу" в дом правительства и поблагодарил их за спасение от "возвращения капиталистов и помещиков". Шахтеры стали своеобразной активистской гвардией президента, готовой прийти на помощь любимому президенту.
Была ли необходимость в разгоне мирных активистов? Определенно, ведь на обломках противников левого режима сформировался Антитоталитарный демократический фронт и Гражданский альянс — две группы правозащитников, обеспечивших, по собственному утверждению, смену власти в 1996 году.
Четвертый смертный грех Илиеску
Минериада, как было впоследствии названо выступление шахтеров (от слова miner – шахтер), оказалась чрезвычайно удобным инструментом для планов Илиеску. Как абсолютная власть, развращающая абсолютно, оппозиционная деятельность и жизнь в опале маргинализировала Илиеску.
24 сентября 1991 года шахтеры снова вышли на площадь перед Дворцом Победы в Бухаресте. У них в кармане были невнятные требования улучшения условий труда и повышения заработной платы, но требовали они разговора именно с премьер-министром Петре Романом.
Роман был в конфликте с Илиеску по поводу реформ. Последний тормозил их проведение, направленное на либерализацию и разворот на капиталистическую систему экономики. Таким образом, над бизнесом терялся государственный контроль. Тем временем шахтеры пошли в атаку с ломами на государственную охрану Дома правительства.
В результате переговоров с Козмой Роман был вынужден уйти в отставку. В дальнейшем он уклончиво будет связывать свой уход с заговором "старых коммунистов из окружения Илиеску", пытавшихся сорвать ход реформ. В 1992 году Илиеску снова выиграл выборы, на этот раз во втором туре. В спину ему дышал лидер Голаниады и президент Бухарестского университета Эмиль Констаниеску.
Нельзя сказать, что Илиеску не хотел реформ. Второй его срок был направлен на укрепление внешнеполитической линии: расправившись с оппонентами в лице Констаниеску и Романа, он смог заняться евроинтеграцией, тесными отношениями с Венгрией, пресечением развития национализма и пан-румынизма.
Пятый смертный грех Илиеску
В ходе различных манифестаций в течение двух сроков правления Илиеску, по разным оценкам, пострадало от 800 до 1000 активистов, погибло несколько горняков, избиты учителя и профессорский состав Бухарестского университета. События Голаниады сравнивают с неудачной попыткой второй "бархатной революции", вынуждающей сомневаться в безоговорочной поддержке лидера восстания против Чаушеску.
Ион Илиеску стал президентом и в третий раз, в 2000 году в возрасте 70 лет. И это на фоне резко ухудшившегося качества жизни и неудачи с реформами, которые пытался провести избранный в 1996-м Констаниеску. Абсолютно удачная партия: бывший оппонент с треском проваливается и отказывается баллотироваться на второй срок. Однако голосовали не за Илиеску, как утверждают румынские политологи.
Главным его оппонентом стал Вадим Тудор, популист и ультранационалист, в активе которого до президентских выборов был только двухпроцентный результат его партии "Великая Румыния" на муниципальных выборах. И тут он получает 28% в первом туре. Считается, что Илиеску победил, потому что народ испугался ультраправого политика.
Однако новый срок Илиеску, по данным прокуратуры, стал использовать, чтобы аккуратно замести следы своих прошлых деяний. Тем самым он только разворошил осиное гнездо. В течение десяти лет журналисты писали разгромные колонки о его окружении: генерале Вирджиле Мэгуряне, главе SRI – службы, пришедшей на смену "Секуритате" и не изменившей принципам своих предшественников; бывшем главе МВД Михае Кицаке (умер в 2010 году), экс-начальнике полиции Корнелиу Диамандеске, бывшем министре обороны Викторе Стэнкулеску и других.
В 2005-м против Илиеску уже выдвигали обвинения из-за гибели людей в ходе Минериады, но тогда их было недостаточно и собирались они не профессиональными следователями, а политтехнологами в рамках предвыборной борьбы. Илиеску на тот момент уже стал неприкосновенным сенатором.
В течение 2005-2010 годов в стране были арестованы два олигарха, по данным СМИ, имевших связи с партноменклатурой первого срока Илиеску. Это олигарх Дину Патричиу, совладелец крупных нефтяных месторождений, а также Сорин Вынту, медиамагнат, связанный с левыми и имевший отношение к контролю теле- и радиовещания в начале 90-х.
Что важно отметить: шахтерская сила, взращенная покровительством Илиеску, продолжала терроризировать власти на протяжении 1990-х годов. Лидер профсоюза Мирон Козма был арестован в 1999 году в ходе прорыва баррикад и пленения префекта города Вылча. Козма, несмотря на то что добился субсидий для шахтеров, был обвинен в последствиях Минериады и посажен на 18 лет.
Илиеску в конце своего третьего срока попытался амнистировать Козму, но вынужден был отозвать свою подпись после возмущений политического истеблишмента Румынии. 2004 год стал для Илиеску концом активной политической карьеры. Впрочем, он неплохо устроился, подписав себе и другим бывшим президентам (и экс-монархам) закон, по которому государство обеспечивало ему проживание, машину, личного водителя и прочие удобства.
Избавление от грехов
Процесс над Ионом Илиеску идет с 2010 года с переменным успехом. Социал-демократы из партии Илиеску пытались замять судебное разбирательство, но Европейский суд по правам человека убедил следователей заново открыть дело после того, как сторонники Илиеску пытались амнистировать нескольких чиновников, которых арестовал Антикоррупционный комитет (созданный Евросоюзом для преодоления политического кризиса в Румынии).
В 2015 году Генпрокуратура выдвинула некоторым лидерам протестов 1989 года первые обвинения в создании "атмосферы тотального психоза", что привело к убийству 862 человек. Также в деле значатся обвинения в дезинформации и провоцировании массовых беспорядков. Вопросы разгона Голаниады и создания мафиозных группировок из шахтерских профсоюзов уже не стоят на первом месте.
Эти трагические последствия были более серьезными, чем репрессии бывшей власти, — объясняет прокуратура.
Процесс над Илиеску может обладать целительным эффектом для демократии в Румынии. Даже несмотря на то, что Илиеску не высказывает открытого желания участвовать в современной политике страны, он все еще остается очень популярным у части населения. Процесс над ним позволит отпустить прошлое и перестать поддерживать политиков вроде Чаушеску или Иона Антонеску, правителя времен Второй мировой.
Но даже при самом плохом исходе Илиеску не разделит участь своего "прародителя" Чаушеску. Не будет варварски расстрелян без надлежащего судебного расследования, за его судьбой будет следить ЕС и весь цивилизованный мир.