Статьи

Поножовщина в пермской школе: факты и цифры вместо "любительских рассуждений"

Поножовщина в пермской школе: факты и цифры вместо "любительских рассуждений"

Утром 15 января журналисты сообщили о поножовщине в пермской школе №127. Как позже выяснилось, двое подростков устроили драку. Их пытались разнять школьники и учительница младших классов, в итоге ножевые ранения получили 15 человек. По предварительной версии, ссору спровоцировала оскорбительная запись в соцсетях. Пока у следователей еще много вопросов, в Кремле призвали не делать любительских выводов. Максим Равреба собрал все, что известно о школьной драке, и изучил красноречивую статистику преступлений в Пермском крае. 

Всех больше всего интересуют мотивы тех, кто это сделал. Хулиганство, месть, умышленное убийство? 

Имеются некоторые признаки бытового конфликта. 16-летние Лев Б. и Александр Б. совместно организовали нападение на учебное заведение. Но в момент атаки между ними якобы возникла размолвка, которая привела к тому, что они бросились друг на друга. Такова и версия Следственного комитета. 

Оба - ученики 127-й школы. Один учащийся, второй был отчислен. Данные пока неточны и противоречивы. У обоих были пропуски в учебное заведение. Сейчас оба находятся в больнице под конвоем. У них серьезные ножевые ранения. 

О первом пишут, что он наркоман, учился плохо, да еще есть проблемы в семье.  

Объектом нападения двое 16-летних выбрали все же 4 класс - тех, кто значительно младше и слабее физически. Уголовное дело заведено по статье "Покушение на убийство одного и более людей". Есть и свидетельства учащихся, которые сидели на уроке в момент нападения.

На третьем уроке к ним в кабинет зашли двое, подошли сзади учительницы, один старшеклассник, а второй раньше учился в этой школе, и сказали, что сейчас будут всех бить. Мы сначала подумали, что это шутка.
У нас был урок труда, нам учительница объясняла, что делать. И вдруг к нам ворвались два старшеклассника, одетые в черное, подошли к учительнице и стали наносить удары ножом. Мы испугались, стали кричать "Помогите!" и отходить к окну. Второй старшеклассник стоял в дверях и не выпускал нас, когда мы хотели пробраться к выходу. Когда мы к нему подходили, он выставлял нож. Когда мы убегали, первый старшеклассник стал наносить удары ножом и нам... Старшеклассники все делали молча, по именам друг друга не называли.

Есть предположения, что это могла быть месть за оскорбление в социальной сети. Существует скриншот переписки от 31 декабря в группе "Мемасы в массы", где в ответ на слово "псы", которое содержалось в поздравлении с Новым годом, участник переписки под ником Александр Буслидзе угрожает и назначает автору встречу на 23 часа того же дня.

Уже сегодня администраторы сделали публичное заявление, в котором заверили, что никакой "стрелки" не было и к паблику нападение на школу отношения не имеет. И правда, слишком много времени прошло с тех пор. Правда, перед тем как совершить нападение на школу, Лев и Александр удалили из своих аккаунтов все записи. Однако в соцсетях остались их комментарии.

Из них родилась еще одна версия. О наркотиках. Нашли видео с Биджаковым, на котором он якобы употребляет "дизайнерский" наркотик, рисуясь перед подписчиками, - альфа-пиролидинопентиофенон. Это синтетический психостимулятор, способный вызывать побочные эффекты в виде бреда, галлюцинаций, спутанности сознания и панических атак.

Налицо сговор двух лиц, так что резня была умышленной. Следствию еще предстоит выяснить, чего именно хотели добиться подростки. 

Это ЧП - самый громкий случай со времени скандала вокруг групп в социальных сетях "Синий кит". Вместе с тем нельзя о нем рассуждать, не зная местных условий. Статистика полиции свидетельствует, что уровень преступности в Перми остается неизменным. Вспышка преступности в 90-е годы сошла в городе на нет к 2011 году. Для сравнения: 63 182 зарегистрированных преступления в 2006 году против 20 421 в 2016-м. С тех пор цифры не менялись. 

Тем не менее в пересчете на 1000 жителей Перми уровень преступности остается самым высоким среди городов-миллионников. Аналогичная ситуация только в Челябинске. 

Ситуация с преступностью среди несовершеннолетних в Перми нестабильна. Ее рост наблюдался до 2015 года, а с тех пор выросло число рецидивов и преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.

В 2016 году Пермский край вошел в десятку регионов с самым высоким уровнем преступности. Пермь оставила в этом рейтинге позади Москву, Ростовскую область, Краснодарский край и Санкт-Петербург.

С начала 2017 года особое внимание правоохранителей привлекает детская преступность. Ее доля значительно выше, чем в среднем по России. И фигуранты сегодняшней драмы попадают именно в эту печальную статистику. 

Большинство преступлений в Пермском крае совершают наркоманы. По данным полиции, именно они "делают погоду" в отчетах и превзошли даже организованную преступность. Еще пять-шесть лет назад наркоманов было гораздо меньше. Сегодня же в ГУВД края задумываются о создании отдела, специализирующегося именно на этой категории лиц.

Добавлю лишь от себя то, что в этой трагедии лично я не увидел и следа родителей. Пишут лишь, что мать 16-летнего Льва, напавшего сегодня вместе с Александром на школу в Перми, отказалась навещать его в больнице. 

"Нет, я не поеду, а зачем?" - сказала она.

К сожалению, те, кто комментирует событие, в основном стремятся быстро назначить виноватых. Одни возлагают вину на школы и плохо выполняемую ими воспитательную функцию. Другие видят вину родителей, равнодушных к детям из-за своих забот.

Однако причина, по моему мнению, глубже. К сожалению, наше общество, в котором заработок и потребление стоят превыше всего, не может мотивировать духовными ценностями и воспитывать иначе, чем в социальных сетях. А там "воспитателями" являются такие же подростки или взрослые с мышлением подростков. Отсюда – инфантильность и незрелость. Желая совершить поступок, юноши знают, что стать героем видеоролика и заработать "лайки" гораздо проще и легче, чем прозвучать как личность. Ибо на воспитание личности уходит гораздо больше времени, чем на создание ролика.