На три ближайших года на программу некоммерческого лизинга беспилотных авиасистем (БАС) в бюджете заложено всего 2,3 млрд рублей – примерно по 750 млн рублей в год. Как напоминает телеграм-канал "Беспилот", в 2024 и 2025 годах на это выделили 7,11 млрд рублей.
Средства направят государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), которая в 2024 году стала базовым заказчиком в рамках гражданского госзаказа (ГГЗ) и льготной лизинговой программы нацпроекта по беспилотникам. На 2026 год уже фиксируется "высокий спрос на БАС" по ГГЗ со стороны федеральных и региональных ведомств, а также госкомпаний. В 2025 году ключевыми заказчиками выступают:
- Роскадастр, заказавший 87 единиц техники на 378 млн рублей;
- Росрыболовство (52 БАС на 153 млн рублей);
- Росавиация (34 БАС на 92 млн рублей);
- Росреестр (25 единиц на 69 млн рублей).
В основном заказчики выбирали продукцию "Геоскана" (414 единиц), "Авакс-геосервиса" (16 единиц), "Атри" и "Финко" (по 7 единиц). Больше всего заказывали лёгкие мультироторы (302 аппарата), лёгкие беспилотные самолёты (91 аппарат) и образовательные дроны (56 аппаратов).
При этом сейчас существуют объективные операционные сложности, которые сильно затрудняют практическое применение поставленных БАС. Коммерческий директор компании "Лаборатория будущего" Павел Камнев считает, что изначально было заложено больше денег, чем смогли потратить, поэтому сейчас бюджет скорректировали с учётом реальных потребностей. В предыдущие годы не все смогли корректно определить потребность в БАС, а некоторые производители оказались не готовы к выполнению ГГЗ.
Ранее Ruposters сообщал, что в России испытали дрон InnoSpector для создания 3D-моделей шахт.