С января цены на мясо в России растут. К осени некоторые эксперты прогнозируют увеличение стоимости на 20-40%. Производители ссылаются на вспышку африканской чумы свиней, неурожай зерна и запрет поставок из Бразилии. Михаил Мельников - о том, что на самом деле влияет на цену и рынок мяса.
Больше трех лет мясо в России не дорожало – после резкого роста в начале 2015 года. Да, были сезонные подорожания в апреле-мае, но они всегда отыгрывались летом-осенью, и в конце 2015, 16, 17 гг. ценники практически на все мясные продукты были ниже, чем годом ранее.
Увы, запас цены, накопленный тогда, при суровом подорожании 2014-15 годов, закончился. За первую половину 2018 года стоимость мясной продукции, прежде всего свинины, значительно выросла. Так, с января по июль свиная лопатка стала дороже в полтора раза, окорок – в 1,3 раза. В ближайшем будущем, как уверяют специалисты мясного рынка, цены на продукцию вырастут в среднем еще на 10%. Причем прогнозы эти были сделаны еще до падения рубля.
На самом деле единственным объективным фактором, толкающим цены на мясо вверх, можно считать запрет импорта свинины из Бразилии. Все остальное – чистый пиар. Сейчас можно с уверенностью утверждать: производители и импортеры мяса проводят массовую кампанию, у которой есть две основные цели: она должна, во-первых, побудить ритейлеров заключать более выгодные для производителей контакты на 2019 год, во-вторых, помочь подготовить население к росту цен на продукцию мясоперерабатывающих компаний.
Свинские интриги
Итак, в 2017 году производство свинины в РФ превысило 3,5 млн тонн в убойном весе (более 20 кг на человека при среднем потреблении 18 кг в год). При этом в прошлом году страна более чем на 90% обеспечила себя этим продуктом. Еще порядка 300 тысяч тонн пришлось на долю импорта, из которых 90% – из Бразилии.
В конце все того же 2017 года Россельхознадзор обнаружил в свинине, завезенной оттуда, рактопамин – запрещенный в России стимулятор роста, добавляемый в корма и приводящий к значительному росту мышечной массы у хрюшек. Часто обнаружение всяких гадостей в пище стабильно совпадает с политическими надобностями страны (молдавское вино, грузинское боржоми, балтийские шпроты…). Но с Бразилией мы вроде как не ссорились. И незадолго до России запрет на ввоз мяса из этой страны наложили США – не из-за рактопамина, в Штатах он разрешен, просто из-за множества санитарных нарушений. Кто был в Бразилии, тот легко поймет масштаб нарушений в этой жаркой беспечной стране: брезгливые там не выживают.
Забавно, что в 2013 году Россия приостанавливала импорт мяса из США как раз из-за использования там рактопамина. Впоследствии это локальное эмбарго неожиданно переросло во всеобъемлющее – как ответ на санкции в августе 2014 года.
Заменить бразильцев
С апреля 2018 года ввоз свинины из Бразилии в РФ прекратился. Отсутствие импорта свинины из Бразилии, по идее, должно привести к повышению цен на нее. Именно этому учат все передовые экономические учения: при сокращении предложения и высоком спросе цены неизбежно будут расти, пока не уравновесятся в некой точке Х. Но перед простыми выводами следует проверить, существует ли альтернатива поставкам этого товара или, может, замена товарами-субститутами?
В деле поставки свинины у России таких альтернатив целых две: нарастить собственное производство и/или увеличить импорт свинины из других стран. На первый пункт – рост производства на 10% – нужно 2-3 года. За это время не слишком сложно покрыть дефицит через увеличение закупок у традиционных конкурентов Бразилии по экспорту мяса – Уругвая, Парагвая и Чили. Время подготовиться к такому маневру у российских импортеров было – четыре месяца между объявлением об эмбарго и его реализацией.
НДС и чума
Еще одним фактором, приводящим к росту стоимости мяса, называют увеличение НДС. Понятно, что все производители, перекупщики, ритейлеры будут перекладывать этот налог на граждан, но ни при каких разумных условиях это не может привести к росту цены на 30% – подобное противоречит не только экономической теории, но и практике всех без исключения экономически развитых государств.
Есть и еще один нюанс: многие, особенно небольшие производители мяса в России, не знают, куда сбыть излишки продукции. Вход в торговые сети стоит очень дорого, российские рынки завалены товаром, и многие игроки уже не первый год активно ищут пути выхода на зарубежные рынки, прежде всего сопредельных с Россией государств.
Прочие глупости наподобие африканской чумы свиней и вовсе лучше не упоминать. Сейчас заболевания практически нет – и не будет до нового передела рынка. Увы, методы конкурентной борьбы у нас изысканностью никогда не отличались.
* * *
Производство мяса в стране растет и развивается, проблемы приобрести его почти во всех населенных пунктах нет. Россия в состоянии не только обеспечить собственное население свининой, но и может поделиться с жителями сопредельных государств. Так что перед нами – стремление производителей решить свои разногласия с ритейлом за счет потребителя. К сожалению, свинина оказалась локомотивом процесса: из-за резкого подорожания этого самого доступного мяса (дешевле бывает только птица) подрастет спрос на альтернативы, которые тоже станут дороже. Да и за компанию не худо урвать кусок мясного пирога, полагают производители говядины, баранины, птичьего мяса. И здесь было бы нелишним проверить участников рынка на предмет картельного сговора, а заодно способствовать демонополизации этого сектора. Реальная конкуренция не всегда приводит к снижению цен, но ее отсутствие практически гарантирует постоянный рост стоимости товара.