Минпромторг готовит балльную систему для оценки уровня "отечественности" дронов, но производители считают, что это не поможет локализовать технику. Как утверждает телеграм-канал "МашТех", новые правила навредят рынку беспилотников и приведут к росту цен.
Баллы предлагают начислять за использование российских компонентов или за выполнение определенных производственных операций, а попавшие в соответствующий реестр компании получат преференции при заключении госконтрактов. Такая система в последнее время вводится практически во всех сферах производства, и везде вместе с преференциями она приносит и проблемы.
Производителям спецтехники не хватает отечественной компонентной базы для производства прицепов, вдвое сократился список российской радиоэлектроники, проблемы с госзакупками ждут производителей принтеров и МФУ, и даже модели LADA могут лишиться заветных баллов, а вместе с ними преференций и полной компенсации утильсбора.
С теми же проблемами могут столкнуться и производители дронов. Для включения БПЛА в реестр его производитель должен:
- владеть правами на конструкторскую и техническую документацию;
- располагать сервисными центрами для их ремонта и обслуживания;
- производить или использовать в составе дрона комплектующие, произведенные в России.
Производители должны набрать как минимум 400-800 баллов в зависимости от типа и массы БПЛА. Однако с 2026 года это требование увеличится до 1300 баллов для мультироторов массой до 1 кг, 1700 баллов – для БАС самолетного типа весом до 30 кг и 2000 баллов – для тяжелых машин массой до 500 кг.
При этом за производство или использование отечественных двигателей, бортовых систем и ПО можно получить лишь по 300 баллов, остальные комплектующие оцениваются еще ниже. Но именно микроэлектроника, полетные контроллеры и двигатели российских дронов сейчас преимущественно китайского производства, а это самые высокооцениваемые компоненты, без которых нужный балл набрать будет сложно.
Собрать полностью российский дрон будет невозможно еще ближайшие 7-10 лет, а значит, производители БПЛА могут столкнуться с той же проблемой, что и автопром: необходимый минимальный балл будет расти быстрее, чем идти локализация нужных компонентов внутри страны.