Правительство официально объявило о пенсионной реформе. Премьер-министр Дмитрий Медведев объяснил ее значение и раскрыл параметры. В документе, который поступит на рассмотрение ГД, предлагается увеличить пенсионный возраст для мужчин до 65 лет, для женщин - до 63 лет. Реформа будет поэтапной и начнется с 2019 года. Она подразумевает и довольно длительный переходный период. В качестве компенсационной меры кабмин предлагает дать гражданам, которые имеют большой стаж (40 лет для женщин и 45 лет для мужчин), возможность уйти на пенсию на два года раньше. Медведев заявил, что увеличение пенсионного возраста позволит поднимать размер пенсий примерно на тысячу рублей в год. Дмитрий Лекух - о том, зачем нужна реформа и что она даст.
Пожалуй, из всех реально необходимых стране реформ именно эта - одна из самых непопулярных в медиа и в общественном сознании. Если поговорить с большинством работающих граждан России, особенно со специалистами с высшим образованием, на пенсию лично для себя мало кто стремится. Не тот это парадиз, чтоб о нем мечтать. Вопрос не только в деньгах, но и в банальной личной востребованности, ощущать которую важно подавляющему большинству нормальных людей. Так уж мы устроены.
Но именно как социальный феномен в общественном сознании повышение пенсионного возраста все равно будет создавать негативный фон. И с этим надо считаться. Но при этом стоит понимать и другое: повышение пенсионного возраста неизбежно. И дело вовсе не в злонамеренности властей и даже не в давлении на бюджет, которое с учетом динамики по ценам на энергоносители на сегодняшний момент времени уж совершенно точно неактуально. Просто люди во всем мире стали жить дольше. Сместился и сам "пик работоспособности". И, как бы ни хорохорилась наглая, в хорошем смысле этого слова, молодежь, на промышленных предприятиях объективно лучшими, наиболее надежными и трудоспособными специалистами считаются сейчас работники возрастной категории 40+. А лучшими "управленцами среднего звена", вы удивитесь, - категория от 45.
Вот "топов", для которых важны мобильность оценки, обучаемость, готовность к принятию неожиданных и ответственных решений, лучше набирать помоложе. А именно на среднем звене, где важнее опыт, безукоризненное знание звеньев технологических цепочек и исполнительская дисциплина, во всем мире предпочитают видеть именно 45+. Причем желательно поднявшихся, что называется, "от станка". И терять такой "кадровый резерв" преступно. Особенно сейчас, когда во всем мире тают мечты о "постиндустриальном обществе", состоящем сплошь из дизайнеров, криэйторов и прочих юристов, фотохудожников и экономистов. Очевидный тренд на реиндустриализацию повсюду - от "ржавого пояса" США до нашего края грустных родных осин - говорит о приоритетной востребованности не белых, а именно "синих воротничков".
В 70% стран G20 и во всех странах Европы, включая, кстати, социальную и союзную нам Белоруссию, пенсионный возраст выше. "Пенсионный порог" в 60 лет для мужчин и 55 для женщин был принят в СССР еще в середине 30-х годов прошлого века, когда и продолжительность, и общий уровень жизни и здравоохранения был совсем другим. Осенью прошлого года Минздрав России сообщил, что продолжительность жизни россиян побила исторический рекорд и достигла отметки в 72,5 года. В 30-е годы, когда принималась "пенсионная планка" 60/55 лет для мужчин/женщин, об этом было трудно даже мечтать. Например, в 20-е годы продолжительность жизни составляла 43 года, в 60-е - уже 65-67.
Рост пенсионного возраста неизбежен. Разумеется, если мы хотим жить дольше и как можно дольше сохранять ясный ум, твердую память и собственную, в том числе и профессиональную, востребованность. Поэтому вопрос состоит не только и не столько в том, нужно ли повышать, сколько в том, как это делать. В том же Китае, экономику которого мы часто сами себе приводим в пример, пенсии получают далеко не все. И оказаться ненужным и невостребованным для пожилого китайца - самая настоящая трагедия.
Подход с "ковровыми" социальными выплатами, который в качестве эксперимента применили, к примеру, в Финляндии, провалился. Жить на социальное пособие и работать по желанию европейцу показалось настолько унизительным, что на "теории всеобщих постиндустриальных выплат" можно смело поставить крест.
Возможно, для нас был бы оптимальным дифференцированный подход. Допустим, у работников с низкой квалификацией (и, соответственно, невысоким уровнем функционала и зарплаты), "пенсионный порог" остался бы прежним (как и уровень пенсионных выплат), а дальше и выше действовала бы специально разработанная шкала. Но это технологически и юридически сложный, громоздкий, да и потенциально весьма конфликтный механизм (вспомните, к примеру, блистательную советскую комедию "Старики-разбойники" в качестве иллюстрации). Поэтому, особенно с учетом неповоротливости нашей бюрократической машины, он выглядит утопическим. Напротив, та схема, что предлагается сейчас правительством РФ, кажется для нынешнего состояния дел едва ли не оптимальной.
Повышать пенсионный возраст предлагается постепенно. Переходный период для мужчин планируется закрепить на десять лет - с 2018 по 2028 год. А для женщин – на шестнадцать, до 2034 года. И что, кстати, резко отметает аргументы типа "просто властям деньги немедленно нужны, вот и грабят народ". Ибо немедленного эффекта от работы с такими временными интервалами никто не получит. Надо быть весьма оптимистичным человеком, чтобы предполагать, что нынешнее правительство до 2028 или тем более до 2034 года в нынешнем составе сохранится.
К примеру, в Германии, Италии и Испании уже официально объявлено о повышении пенсионного возраста до 67 лет - причем как для мужчин, так и для женщин. И делается это также отнюдь не из-за "желания властей получить больше денег", а по тем же самым объективным обстоятельствам, что и у нас.