В России уже не первый месяц бушуют пожары. На сегодня в Сибири площадь возгорания достигла 4,5 тыс. гектаров. 500 человек остались без крыши над головой, несколько деревень сгорело дотла. Неблагоприятные погодные условия, торфяники, неосторожное обращение с огнем - про эти причины возгораний ежедневно говорят в МЧС. Но есть истории, о которых предпочитают не вспоминать и в которые трудно поверить. Ruposters рассказывает о самом известном американском поджигателе Джоне Орре, совершившем в своей жизни около 2000 поджогов.
Феномен Джона Леонарда Орра, так называемого "маньяка-подушки" (Pillow Pyro, игра слов), заключается в стирании грани между профессионализмом и одержимостью. Леонард Орр был по-настоящему одержим огнем, и на этом строилась вся его карьера.
Джону Орру сейчас 68 лет, он отбывает пожизненное наказание в тюрьме штата Калифорния, в котором и проходила его основная деятельность.
Орр был пожарным следователем, главным инструктором штата. Он воспитал 1200 профессионалов своего дела. Орр был известен своей способностью первым оказываться на месте пожара и всегда безошибочно находить эпицентр возгорания, за что его даже прозвали "Пожарной ищейкой" (Firesetter).
Огненная ищейка
Джон Орр
Фактически же Джон Орр стал пожарным случайно, по стечению обстоятельств: его не взяли в полицию, потому что он провалил психологический тест. Психологи отмечают нездоровую склонность серийных маньяков к власти: кто-то проявляет ее с помощью физической силы, кому-то доставляет удовольствие смотреть, как горят десятки миллионов долларов частной собственности.
В 1974 году Орр поступил на службу в пожарный отдел Глендейла, пригорода Лос-Анджелеса, и быстро дорос до чина капитана благодаря своим невероятным способностям. Его умение безошибочно найти источник возгорания и восстановить картину преступления не могло быть просто следствием таланта. Для такой точной работы пожарный должен был мыслить, как маньяк. Ну, или быть маньяком.
Орр отправил за решетку множество пироманов и страховых мошенников, решавшихся на поджог собственности ради страховых выплат. До поимки он расследовал около 2000 пожаров по всему округу, и у суда были основания полагать, что практически каждый поджог совершил он сам.
Для поджогов Орр использовал простой способ: тлеющую сигарету он привязывал к нескольким спичкам резинкой, что создавало эдакую мину отложенного действия. За десять минут он должен был войти в здание, держа в кармане уже тлеющую конструкцию, найти место, чтобы заложить "фитиль", и скрыться с места преступления, чтобы потом оказаться на нем в числе первых. Прикрытием от подозрений ему служило звание капитана пожарной охраны.
Джон Орр за работой
Орр не стеснялся давать интервью без санкции начальства, писал заметки в профильные журналы, консультировал правоохранительные органы других штатов. Он действительно был тем человеком, чье мнение ценили и уважали. К тому же коллеги описывали Орра как очень общительного и веселого человека, что нетипично для серийного маньяка.
В одной из своих публикаций в American Fire Journal Джон Орр описывает собственные переживания как пироманьяка от встречи с огнем, находясь в образе следователя:
"Для поджигателя огонь является другом, на которого он может положиться".
Штатные полицейские психологи в ходе расследования связывали "увлечение" Орра с сексуальным подтекстом – его возбуждал вид огня, а поджоги вытеснили естественные формы сексуальной активности. Тем не менее Орр был четыре раза женат, с последней женой и расстался незадолго до поимки. Она охарактеризовала своего бывшего мужа как "холодного мужчину, но отнюдь не импотента".
Нахальство и наглость
Орр действовал идеально на протяжении 15 лет. Он считал себя настолько непобедимым, что решился написать книгу о своих приключениях. Это была автобиография, хотя представлена она была в виде художественного произведения под названием "Точка возгорания" (Points of Origin).
Джонн Орр
Орр хирургически подробно и аккуратно описывал свой быт, наслаждаясь собственной исключительностью и хитростью. Его герой по имени Аарон Стайлс так же, как и он сам, был общительным, однако предпочитал ездить на машине и редко появлялся в участке, мотивируя это тем, что не любит "бумажную работу". Все свои поджоги главный герой книги записывал на видеокассеты, которые он нумеровал и хранил у себя дома.
Аарон Стайлс ведет двойную жизнь и, будучи именитым пожарным, безнаказанно устраивает поджоги. В основном книга посвящена делу о поджоге магазина – Орр лишь немного изменил его название с "Магазина Ола" на "Товары Кола", оставив подробности в неизменном виде:
"Он был опасным одиночкой. Его поджоги дарили ему то необходимое внимание, которого он так жаждал. Он был, в конце концов, тем, кто знал, как начался этот пожар. Для Аарона суматоха была прекрасна (игра слов во фразе “smoke was beautiful”)", - писал Орр на первых страницах своего произведения.
В настоящем магазине 10 октября 1984 года в Южной Пасадене произошел масштабный пожар, полностью уничтоживший постройку. В огне погибло четверо: пятидесятилетняя Ада Дил с двухлетним внуком Мэтью и работники магазина Кэролайн Краус и Джейми Сетина. Приехавшие на место происшествия пожарные констатировали, что возгорание произошло из-за старой электропроводки, но Джон Орр возразил им, заявив, что это был намеренный поджог. Точкой возгорания были полиуретановые изделия, которые легко и быстро загорелись сами, из-за чего огонь охватил все здание невероятно быстро.
Новостная заметка о пожаре с фотографией одного из погибших
Возможно, книгу его заставило написать именно неудачное стечение обстоятельств, в результате которых в магазине погибло четверо людей, в том числе двухлетний мальчик, единственное имя которого – Мэтью – так и не было изменено в книге в отличие от имен других жертв. До этого Орр никогда не оказывался повинен в смерти граждан родного штата.
В сопроводительном письме к редактору Джон Орр был необычайно откровенен:
"Мой роман – это основанное на реальных событиях произведение, которое исследует путь настоящего поджигателя, виновного во множестве поджогов в Калифорнии за последние 8 лет. Он не был идентифицирован и, вероятно, не будет пойман в ближайшем будущем. Как и в жизни, мой герой является профессиональным пожарным".
Первая и последняя ошибка
Но поймали Орра не за это преступление. В январе 1987 года в городе Фресно близ Калифорнии проходила конференция пожарных следователей, во время и после которой в городе произошло несколько подозрительных пожаров. Однако главной уликой, указавшей полиции на Орра, стал пожар, которого не было.
Первый раз за десятилетие его безотказная конструкция с сигаретой и спичками не сработала как надо, и пожар не случился, а на спичках остался отпечаток пальца.
Позже, в марте 1989 года, уже в Пасифик Грув прошла другая конференция, снова сопровождавшаяся двумя поджогами. Капитан полиции Марвин Кейси сопоставил листы приглашенных и выделил десятерых пожарных следователей, подходивших под критерии, чьи алиби во время двух конференций оказались под вопросом.
Одно из уничтоженных огнем Орра зданий в Глендейле в 1990 году
В начале 1991 года другая серия пожаров произошла в пределах Лос-Анджелеса. Площадь огня была огромна, хотя жертв не было. Была созвана группа полицейских и пожарных, которые занялись расследованием этого дела. Тогда же неизвестный маньяк впервые получил свое прозвище "Подушка", потому что огонь разгорелся благодаря коробкам с подушками из магазина постельного белья.
Руководителем контактной группы стал Том Кампузано. Он пришел примерно к тем же выводам, что и Марвин Кейси, однако у него не было доказательств. А у Марвина были. Сопоставив отпечатки пальцев, он понял, что за поджогами стоял Джон Орр. Они не могли арестовать именитого пожарного следователя по обвинению в поджогах на основании отпечатка пальцев и совместных догадок – это серьезно ударило бы по имиджу пожарных служб в регионе.
Контактная группа добилась от федеральных служб разрешения тайно установить на машину Орра треккер для отслеживания перемещений. Однако через месяц кто-то донес Орру, что за ним следят. Ему удалось найти жучок, спрятанный в бампере автомобиля, и выключить его. Но Орр не знал, что почти сразу ему подложили новый жучок в приборную панель, пока машина была в сервисном центре.
За два месяца слежки следователям удалось собрать достаточно доказательств для возбуждения уголовного дела и ареста. Орр был взят под стражу в декабре 1991 года.
Разгар судопроизводства
Судебное разбирательство длилось более полугода. Пожарной части, в которой служил Джон Орр, очень хотелось замять дело, получившее широкий общественный резонанс. Только в местной газете LA Times (подразделение New York Times) выпустили 21 заметку о ходе дела и судебного разбирательства.
Отпечатки пальцев Джона Орра, попавшие в СМИ
У Орра в квартире нашли сотни видеокассет с записями последствий пожаров и самих возгораний. Сам он настаивал на том, что это служебные записи инцидентов, однако некоторые съемки происходили за 10-20 минут до вызова пожарных на место происшествия.
"Подушечного маньяка" приговорили к 30 годам тюремного заключения, доказав пять фактов поджога. В марте 1993 года он пошел на сделку со следствием, признав вину еще в 8 поджогах. Это позволило бы ему выйти из тюрьмы уже в 2002 году.
Однако в 1998 году открылись новые обстоятельства по делу о поджоге в "Магазине Ола" в Южной Пасадене. Окружной суд Калифорнии приговорил Джона Орра к пожизненному заключению и еще 20 годам без возможности скостить себе срок. Во время суда Орр отрицал свои показания, которые он дал в ходе сделки со следствием в 1993 году и полностью отказался признавать свою вину. Тогда же к делу была приобщена его собственная книга, где он описывал процессы поджогов, которая к тому моменту еще не вышла в печать.
Джон Орр на первых слушаниях по делу в начале 1990-х
Из промежуточного постановления суда:
Высока вероятность полного совпадения "модус операнди" поджигателя из произведения и обвиняемого. Следующий список объединительных моментов:
- Оба – пожарные;
- Оба – не курящие (обвиняемый использовал сигареты в своих конструкциях, хотя не курил);
- Оба используют конструкцию с отложенным механизмом возгорания;
- Страницы манускрипта иллюстрируют одну из улик;
- Оба устраивают пожары в местных магазинах в рабочие часы;
- Оба устраивают точку возгорания среди легковоспламеняемых продуктов;
- Оба устраивают серии пожаров в близко находящихся друг к другу магазинах;
- Оба устраивают поджоги в местах реально совершенных преступлений, а именно во время конференций во Фресно;
Адвокат обвиняемого обрушивался с критикой на подобные заключения:
"Они взяли разрозненные (во времени - прим.) факты и перемешали их в попытке сделать так, чтобы было похоже, что мой подзащитный устроил пожар в "Магазине Ола". Нет никаких физических доказательств или свидетелей, которые бы утверждали, что видели моего подзащитного на месте преступления до того, как он приехал туда в качестве пожарного следователя".
В материалах ФБР Джон Орр значится как один из самых жестоких поджигателей XX века. По данным агента страхового общества ATF Майка Матасса, он нанес штату больший урон, чем все самые известные американские поджигатели XX века вместе взятые.
Джон Орр в 1998 году
Cледователи констатировали, что с поимкой Джона Орра количество пожаров в округе, в котором действовал пироманьяк, снизилось на целых 90%. Все это время он буквально сам создавал себе и своим коллегам работу, благодаря которой пожарные станции получали дотации из бюджета, а страховые агенты неплохо нажились на взвинчивании цен на страховании имущества.
Гореть в сердцах
Историю Джона Орра увековечил автор криминальных бестселлеров Джозеф Вамбаух в книге "Любитель огня". Вышла и книга самого Джона Орра – издатель вполне удачно выбрал время для ее публикации, чтобы продать как можно больше копий (хотя рейтинг у книги на Amazon – всего две звезды).
В 2002 году криминальную драму экранизировали в фильме на канале HBO "Точка возгорания". Роль Джона Орра исполнил актер Рей Лиотта ("Славные парни", "Город грехов 2"). Фильм получил неоднозначные оценки критиков, в основном из-за отхождения от оригинального сюжета. В картину добавили погони, стрельбу и любовную линию для зрелищности.
Вполне возможно, если бы индустрия кино не романтизировала криминальные миры, их популярность и, соответственно, влияние, были бы гораздо меньше.