Очередной сеанс общения Путина с народом прошел без сучка, но с задоринкой: президент удачно шутил, прямо отвечал на неудобные вопросы, не обходя тем, которые в СМИ часто проходят под грифом "самоцензуры", и даже признавал свои "недоработки". Ключевыми сюжетами, — теми, ради которых стоило затевать этот разговор с президентом, — стали, конечно, внутренняя, социальная и экономическая политика. Тем паче, что в выборный год это практически одно и то же.
Инфраструктура
Отвечая на вопрос из оружейной Тулы, Путин пошутил, что "в следующий раз наши ВКС ударят по бездорожью и разгильдяйству".
К сожалению, "с налету" решить проблемы российского бездорожья не удается никому, кроме самого Путина. После первого же видеовопроса о дорогах в Омске (президент озвучил три подхода к решению данной проблемы, включая заключение договоров на эксплуатацию дорог с теми же фирмами, которые их кладут — решение более чем разумное), областные чиновники рапортовали в эфир, что за год починят не менее двух десятков трасс. В целом, дорожные фонды планируется увеличить на 40 млрд, а также "окрасить", т.е. обеспечить их целевое использование, чтобы губернаторы не тратили ресурс "не по делу".
Инфраструктурная проблематика составляет целый блок ответов Путина — на стыке социалки и безопасности.
Важнейшая тема здесь — ЖКХ, в особенности, сборы на капремонт и тарифы. "Людей это злит, и правильно злит", — констатировал Путин. По его словам, сравнительно жесткая для кризисных времен политика правительства в отношении квартплаты объясняется тем, что сфера ЖКХ недофинансирована еще с советских времен.
Заметно, что Путин по-прежнему упирает на демократические решения в области контроля за ЖКХ, ожидая от граждан проявления инициативы.
В первую очередь, утверждение роста базовых тарифов квартплаты идет по согласованию с муниципалитетами. Второй прием — повышение прозрачности тарификации в основной части квартплаты, чтобы люди видели, сколько и за что они платят, и могли контролировать это. Наконец, еще один емкий кусок платежей — допуслуги на содержание жилья (такие как уборка подъездов). Законодательством рост цен здесь не регулируется, решение о том, где и почем закупать эти услуги, должны принимать сами жильцы домов, на общих собраниях. Увы, такие собрания жильцами часто не проводятся, и тогда решение приходится принимать муниципалитетам.
Безусловно, к важнейшим инфраструктурным вопросам можно отнести и строящийся мост в Крым — один из объектов особого внимания для всей страны, рвущейся к теплому морю в условиях нестабильности и террористических угроз в привычных Турции и Египте.
Путин поведал, как трудно было найти компанию, готовую за мост взяться: государство изо всех сил старалось "сбить цену" проекта, зарубежные партнеры грозили санкциями. Тем не менее, фирма такая нашлась, и все будет построено качественно и в срок.
Экономика
Ответы Путина на данный блок вопросов характеризуются фирменным сдержанным оптимизмом.
В первую голову, президент сообщил, что национальные резервы по-прежнему велики. При нынешних темпах расходования их должно хватить на четыре года — даже если мы не будем наращивать ВВП (а наращивать его мы собираемся). Более того, даже если вся страна "шило в стенку — и бросит работать", резервов хватит на четыре месяца. Что касается международных резервов ЦБ, то они сейчас даже растут.
В данном блоке, естественно, выделяются вопросы о коррупции. На фоне дикой истории с "рыбным рабовледением" на о. Шикотан (владельцы рыбокомбината "Островной" завозили людей с Сахалина, и заставляли работать без зарплаты, уехать с острова некуда, Прокуратура обращения граждан игнорировала), вновь всплыл вопрос о судьбе активов губернаторов Гайзера и Хорошавина, ныне пребывающих под арестом. Поскольку их имущество также арестовано, Путин считает, что вернуть кое-что в бюджет по итогам разбирательств удастся.
В экономическом блоке, как всегда, много и с цифрами говорили о давлении на бизнес: фермеры требовали минимизировать сертификацию сырья (по полторы тысячи бумажек в день приходится заполнять крупным хозяйствам), а также убрать с полок пресловутое "пальмовое масло".
Встречные соображения высказывали представители власти, в частности, депутат Яровая, предлагающая заставить-таки снизить "цену вхождения" продуктов на полки торговых сетей и ускорить возврат поставщикам средств за проданную продукцию. По словам Яровой, эти президентские инициативы "утопают в бюрократии из-за деятельности лоббистов". В этой связи предложено расширить полномочия ФАС.
Социальный блок
Нельзя не заметить, что представители сельского хозяйства оптимистично смотрят в будущее в свете курса на импортозамещение. Чего стоит хотя бы фермер (был в студии "Прямой линии"), по государственному гранту нарастивший поголовье скота с 40 до 500 голов.
Хуже ситуация с лекарствами. Представители "фармы" утверждают, что в дешевых таблетках до 70% цены приходится на "субстанции", импортируемые за валюту — а удержание цен на дешевые лекарства уровне 2009 года заставляет производителя уходить с рынка, отдавая его дорогим зарубежным лекарствам. Варианта решения Путин видит два: компенсации и отпуск цен, — которого, естественно, хотелось бы избежать.
"Звездный блок" вопросов по социалке подсветили представители творческой элиты: Хабенский, Михалков, Дуня Смирнова. Просили помочь инвалидам с занятием бизнесом, обеспечить снабжение больных аппаратами искусственной вентиляции легких на дому, а также помочь с "инклюзивностью образования" детям-аутистам. Путин обещал помочь всем, а заданный Хабенским вопрос о праве свободного допуска родственников к больным в реанимацию предметно обсудит с Минздравом.
В целом, к вопросам обеспечения здравоохранения Путин предложил подходить гибко, но без перегибов. В частности, запретил "бездумно сокращать" сеть социальных учреждений, в первую очередь на селе.
Внутренняя политика
Пожалуй, к части внутренней политики целесообразно отнести ответ на вопрос о Росгвардии. Зачем она понадобилась? Чтобы, во-первых, все огнестрельное оружие "сконцентрировать в одной структуре", а во-вторых (по предложению Минфина) — сократить расходы на различные "штабные" функции.
Росгвардия будет подчиняться непосредственно президенту, как и прочие силовые ведомства. А вот функции ФСКН (и ее следственные отделы, без сокращений) передаются МВД. Никакой функции "политической полиции" за Росгвардией не просматривается — идет оптимизация структуры.
Очень интересный вопрос поставил главред радиостанции "Говорит Москва" Доренко — и очень показателен ответ Путина.
Вопрос: Год выборный, и я уверен, что будут нервы. Нам уже сказали, что оппозиция — это враги народа. Нам уже показали бывшего премьера в оптическом прицеле. Не могли бы вы объяснить главам регионов и другим политикам, где можно драться без правил, а где нельзя?
Ответ: Без правил нигде нельзя. Если мы цивилизованное государство. При этом давайте исходить из реалий нашей жизни. Кто этот человек, о котором вы говорите? Да, он сегодня - руководитель одного из регионов России, Чеченской Республики. [...] Они готовы сделать все во благо своего народа. Я уже не говорю о том, что это Кавказ, люди горячие. Но я надеюсь, что у нас руководители регионов будут понимать уровень своей ответственности. И будут понимать, что действовать и формулировать свои мысли крайними способами - не значит работать на стабильность в нашей стране. Наверное, в этом есть и мое упущение.
Чеченскому руководству дан четкий сигнал: не перегибать палку, помнить о границах морального права в действиях и заявлениях. "Пехотинец Путина" не может не прочувствовать тонкость момента (судя по инстаграму, уже).
Естественно, в выборный год нельзя было не затронуть темы политической системы в целом, и предстоящего голосования — в частности.
Политолог Мухин задал витиеватый вопрос о том, как "обновить линейку политических брендов". И это слово явно не понравилось Путину, напомнившему, что за каждой партией, пусть даже они созданы харизматиками 90-х, стоят миллионы избирателей.
Что же касается "Единой России", то, по мнению Путина, "люди вправе требовать и ждать эффективной работы. При этом "ЕР" является стабилизирующим элементом нашей системы, позволяя избежать популистских обещаний, которые раздавались в 90-е и которые никто потом не выполнял. Роль "ЕР" чрезвычайно важна, но это не значит, что у нее есть какие-то преференции. В Иркутской области представитель "ЕР" проиграл. Недобрав 0,3%. Никто не стал "подкручивать". Во втором туре он проиграл КПРФ. Так что, если жители регионов будут относиться ответственно к своим избирательным обязанностям, мы получим ту власть, которую хочет народ".
Таким образом, глава государства одновременно и призвал участвовать в выборах, и указал на необходимость делать свой выбор ответственно.
Международный блок
Данный набор вопросов был весьма скуден: чувствуется, что народ подустал от перипетий внешней политики. Естественно, на фоне нынешней международной обстановки совсем обойти ее вниманием было нельзя. Президент не особенно углублялся в области, далекие от практически-прагматических.
О чем спрашивали:
— Возвращение туристов в Турцию и Египет. Обстановка там сейчас опасная, и предупреждать об этом людей надо. Египет идет на сотрудничество, Турция — нет. Пока лучше ездить в Крым, на Кавказ, или в другие страны. Туркомпании уже в поиске вариантов сделать эти поездки дешевыми.
— Выборы в США (в оригинальной формулировке — кто для России хуже, Хиллари или Трамп?). По словам Путина, "мы должны искать тех, кто лучше. У нас были моменты, когда мы тесно взаимодействовали и добивались очень хороших результатов. Но если они будут исходить из собственной исключительности, на отношениях это скажется негативно".
— Угроза возобновления войны на Донбассе. По мнению Путина, "активных боевых действий не будет". Но при этом важно добиться, чтобы у населения Донбасса появились политические права. Пока Украина саботирует Минск из-за бурной внутренней политики. Недавно Порошенко предложил усилить присутствие ОБСЕ на линии разграничения, и добиться полного прекращения огня. Это Россия поддерживает.
Говоря же о самой, давно навязшей в зубах, Украине, и ее новом правительстве, Путин высказался однозначно:
— Что вы думаете о новом правительстве Украины?
— Ничего.
По всей видимости, в этот момент у 40 миллионов наших соседей дрогнуло сердце.
Но затем президент России уточнил: "Не знаю состав нового правительства и его приоритеты. Кризис, который начался из-за Ассоциации с ЕС, вообще какой-то странный. Он вообще похож на инструмент смены власти. Какой цивилизационный выбор? Как были олигархи, так и есть. Инфляция 48%. Цена на газ поднялась в 3,3 раза. Система олигархии только укрепилась… России нужна стабильная, процветающая Украина. Нам нужно, чтобы Украина встала на ноги".
Встанет ли на ноги Украина после переворота — этого не знает даже Путин.
Ясно одно: в России все в целом расчетно-планово, движение поступательное, тренды позитивные. И плавное, с юмором и без всплесков эмоций течение очередной прямой линии с президентом — тому порукой.