Каждый четвертый рубль, отданный обманутыми россиянами мошенникам, был взят в кредит именно для того, чтобы расплатиться с аферистами. Об этом рассказала председатель Банка России Эльвира Набиуллина на форуме "Кибербезопасность в финансах".
"Мы видим, что социальная инженерия все больше и больше перетекает в кредитный фрод. Люди все чаще берут миллионные кредиты и отдают их мошенникам", - цитирует главу ЦБ РБК.
По оценке Набиуллиной, переломный момент в борьбе с кибермошенничеством не произошел, гражданам возмещается лишь 8,7% похищенных средств. Угроза будет только нарастать, поэтому необходимо менять подходы к кибербезопасности, резюмировала руководитель ЦБ.
Зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов в ходе своего выступления на форуме отметил, что ежедневно мошенники совершают около 15 млн звонков россиянам, причем как по сотовой связи, так и с помощью мессенджеров. В рамках борьбы с явлением, которое упомянула Набиуллина, банк применяет так называемый "период охлаждения" — замораживает выдачу подозрительных кредитов на 24 часа.
"Мы вводим сами без регулирования период охлаждения: 24 часов достаточно, чтобы "жертва" поняла, что ее развели в очередной раз, в том числе на кредитную сумму. И у нас фактически цифра близка к 100% успеха наших действий во время периода охлаждения, это очень важно", - указал Кузнецов.
Он добавил, что более трети звонков аферистов в итоге переходят в кредитное мошенничество. "Из 270 млрд рублей, которые спас Сбербанк, около 100 млрд - кредитные ресурсы", - уточнил представитель банка.
Набиуллина предложила распространить такую практику на все выдаваемые кредиты на сумму от 1 млн рублей. "Сумму можно обсуждать, срок охлаждения можно обсуждать, но нужен зазор между одобрением кредита и выдачей денег. Потому что кредит за несколько минут - это здорово, но некоторые люди, большое количество людей, несут огромные затраты", - отметила глава ЦБ.
В январе стало известно, что телефонные мошенники начали использовать для обмана россиян крупнейший финансовый маркетплейс "Банки.ру". Аферисты с помощью утечек и социальной инженерии получают доступ к оформлению банковских продуктов на сайте от имени жертвы.