Крупнейший мировой производитель титана "ВСМПО-Ависма" вложит ₽21 млрд в возведение предприятия по изготовлению мелких титановых деталей для авиа- и судостроения, а также для медицины. Площадка будет построена в особой экономической зоне (ОЭЗ) "Титановая долина" в Свердловской области. Об этом корпорация сообщила 12 июля, пишут "Ведомости".
Соглашение о намерениях было подписано на полях промышленной выставки "Иннопром" директором дочерней "ВСМПО – Новые технологии" Виталием Волковым и гендиректором ОЭЗ "Титановая долина" Андрей Антиповым.
Возведение сортопрокатного завода в г. Верхняя Салда – там расположены основные предприятия "ВСМПО-Ависмы" – начнется уже в текущем году, а запущена площадка будет в 2027-м. Новый комплекс позволит корпорации нарастить мощности по производству титанового сортового проката более чем двукратно.
В пресс-релизе отмечается, что возведение предприятия придаст импульс серийному производству "новой титановой продукции малого диаметра с высоким качеством поверхности", это позволит заместить импорт иностранных изделий. В конце прошлого месяца "ВСМПО-Ависма" уже открыла в Верхней Салде линию получистовой обработки титановых колец и дисков, вложив в проект ₽3,2 млрд.
Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин предположил, что, исходя из затрат на строительство нового завода, речь идет о "довольно крупной" производственной линии мощностью до 2000–3000 тонн продукции с высокой добавленной стоимостью. Продукция нового комплекса "ВСМПО-Ависмы" будет наиболее важной для авиаотрасли и сферы здравоохранения, считает он.
"Большую часть титановых изделий Россия получала из-за рубежа, поставляя туда полуфабрикаты. Теперь эту добавленную стоимость, а главное, компетенции можно будет оставить в России. Это меньше вероятных потерь на внешних рынках, но с учетом стоимости продукции может быть сопоставимо в денежном выражении", – указал он.
В настоящее время многие запчасти для лайнеров приходится приобретать у несертифицированных поставщиков, из-за чего перевозчики сталкиваются с трудностями при сертификации самолётов. Собственная линия с полным контролем технологических циклов, уверен Гришунин, повысит безопасность эксплуатации воздушных судов.
Поскольку задача возведения завода имеет стратегическое значение для России, крупные отечественные госбанки могут проспонсировать строительство, предположил представитель рейтинговой службы. Также правительство могло бы освободить новое предприятие от налога на прибыль и налога на имущество на этапе его развития.
По мнению гендиректора "Infoline-аналитики" Михаила Бурмистрова, крупным инвестициям должна сопутствовать соответствующая помощь государства, поэтому адекватным решением являются налоговые преференции, которые предоставляет ОЭЗ. Он добавил, что объем выпуска продукции в судостроении и авиастроении в РФ динамично растет, в связи с чем титановая продукция в стране "очень востребована". С учётом беспрецедентного уровня глобальной геополитической напряжённости растёт и оборонный заказ.
"Востребованность титановой продукции в России будет и дальше расти", – констатировал он.
Российская "ВСМПО-Ависма" на сегодняшний день остается крупнейшим в мире производителем титана. Airbus закупала в России до 60% титана для строительства своих лайнеров. В частности, российский титан применялся для военных вертолетов NH90 и Tiger.
Компания "Русатом Имплантат", базирующаяся в особой экономической зоне "Технополис Москва", в следующем году начнёт выпуск инновационной продукции – титановых имплантатов для восстановительной травматологии и ортопедии в числе не менее 140 тысяч единиц в год.