В Госдуму внесли очередной законопроект о контроле в интернете. Депутаты Сергей Боярский и Андрей Альшевских предложили обязать соцсети и мессенджеры удалять недостоверную, порочащую и экстремистскую информацию. Более того, каждая соцсеть, полагают депутаты, должна создать специальную приемную для жалоб пользователей на противоправные данные. Авторы ссылаются на опыт Германии - их проект очень похож на закон, который недавно приняли там. Однако в России эта инициатива энтузиазма не вызвала. Эксперты считают, что выполнить эти требования невозможно. Максим Жаров утверждает, что попытки "дебютантов" вклиниться в регулирование интернета плохо отражаются на имидже России.
Невероятно, но факт: в этом году российские политики хором заговорили о необходимости перехода нашей страны к цифровой экономике. Появилась дееспособная идея, мечта, способная в перспективе объединить нацию. Но, как говаривал один известный в прошлом российский политик-острослов, хотели как лучше, а получается пока, как всегда.
На днях в Государственную думу внесли законопроект о многомиллионных штрафах для операторов соцсетей за распространение экстремистской и недостоверной информации.
Первоначально многие посчитали, что эти штрафы (от 3 до 5 миллионов рублей для физических лиц и от 30 до 50 миллионов рублей для юридических лиц) касаются исключительно пользователей соцсетей и модераторов пабликов. Однако, обнаружив скандал, авторы законопроекта - депутаты Сергей Боярский и Андрей Альшевских - поспешили клятвенно заверить публику, что их "цифровая дебютная идея" касается только операторов (собственников) соцсетей. Но поверили в эти поспешные разъяснения очень немногие.
Очередная скандальная попытка депутатов, слабо разбирающихся в специфике интернета, вклиниться в его регулирование приводит к резкому снижению доверия к действиям власти как внутри страны, так и за ее пределами. А ведь именно доверие является ключевым, если не решающим фактором успеха в реализации идеи цифровой экономики.
Переход многих ведущих государств мира к развитию в формате цифровой экономики подразумевает не только экономический рост в этих странах, но и их экспансию на новые или ранее недоступные для них рынки. Не случайно в числе стран, которые сегодня активно заявляют о своих "цифровых" амбициях, находятся Китай и Индия – быстро развивающиеся государства.
Цифровая экспансия молодых и амбициозных мировых держав встречает резкое неприятие у лидеров "старого мира", таких как США или Великобритания. Здесь в качестве средств сдерживания ими применяется усиление на законодательном уровне контроля за собственным и общемировым интернет-пространством и использование темы кибербезопасности для дискредитации "цифрового" конкурента.
Поэтому тщательно раздуваемая американскими СМИ тема мифических "русских хакеров" и дискуссии относительно "вмешательства русских в американские выборы" не только следствие параноидальных комплексов американской элиты, но и отражение более глобального процесса – конкуренции мировых держав.
США, как держатель контрольного пакета акций в мировом киберпространстве, очень хорошо понимают важность цифровой экспансии в межгосударственных отношениях и умело используют фактор доверия в интернете против тех стран, которые с помощью цифровой экспансии пытаются расширить свое геополитическое влияние.
В России еще нет цифровой экономики, наши политики пока еще только мечтают о ней, а другие страны, опасаясь усиления влияния России в мире с помощью цифровой экспансии, уже почти год ведут целенаправленную кампанию по дискредитации нашей страны в интернет-пространстве. Придумав масштабное вмешательство "русских хакеров" в американские президентские выборы, поставив это мнимое вмешательство во главу угла в отношениях с Россией, США пытаются лишить нашу страну доверия пользователей интернет-СМИ и соцсетей.
Искусственное снижение доверия к России в киберпространстве – ключевой инструмент американского давления на нашу страну, по эффективности не уступающий экономическим санкциям. Вот почему предложение президента России Владимира Путина создать совместную российско-американскую рабочую группу по кибербезопасности, с которым поначалу согласился Дональд Трамп, вызвало такую бурю негодования среди американских политиков. Поспешный отказ Трампа от этого предложения Путина обнажил не только несамостоятельность и недоговороспособность президента США, но и нежелание американской элиты давать России возможность ограничивать сферу применения столь эффективного инструмента давления на нашу страну.
Концепция цифровой экономики, продвигаемая сегодня Минкомсвязи России, нуждается в серьезной доработке. Более того, не является секретом тот факт, что существует и, скажем так, совсем другой подход к теме, основные положения которого вошли в "Стратегию развития информационного общества в России на 2017-2030 гг.", подписанную президентом Путиным.
Таким образом, наши политики в ближайшее время будут продолжать спорить о цифровой экономике. И иногда будут появляться весьма безумные цифровые идеи. И ведь многие из таких законодательных инициатив через несколько лет придется отменять в силу нереализуемости на практике, как это случилось, например, с законом о регистрации блогеров как СМИ или с "муниципальным фильтром" на губернаторских выборах.
Закон отменить, конечно, можно. Но доверие к идее построения в России цифровой экономики внутри страны и в мире будет снижаться с каждым таким непродуманным законопроектом или "сенсационным" заявлением депутатов и чиновников. Посмотрите на Китай, вы обнаружите, что цифровая экспансия этой страны любит тишину. Поэтому непродуманная болтовня и скороспелые идеи на тему цифровой экономики еще сильнее вредят стране. Так быть не должно.