Мнение

Цена "хлоргейта": чего будет стоить России испорченная в "Дружбе" нефть

Цена "хлоргейта": чего будет стоить России испорченная в "Дружбе" нефть

11 мая в 14:35 мск "Укртранснафта" возобновила транзит по "Дружбе". Нефть Urals через две недели после скандала с загрязнением снова потекла со скоростью 6-8 км/ч в страны Евросоюза. Теперь настало время подсчитать издержки, расплатиться и наказать виновных. Михаил Мельников рассказывает, чего будет стоить эта история России. 

Что это было

История началась 15 апреля, когда на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) в Белоруссии впервые обнаружили небывало высокое содержание органических хлоридов в поступающей из России нефти. Загадки начинаются уже здесь: Московский и Рязанский НПЗ также снабжаются по "Дружбе", они явно получили эту нефть раньше, но никаких жалоб не было и нет. Также интересно, что в Мозыре ждали четыре долгих дня, прежде чем спросить у российского поставщика, что вообще происходит. Белорусы славятся своим терпением, но здесь можно было среагировать и побыстрее. Так или иначе, достоянием публики проблема стала в пятницу 19 апреля.

Соответствующие хлориды могут находиться в нефти в объемах до 10 г на тонну, с 1 июля 2019 года, когда вступит в силу новый техрегламент ЕврАзЭС "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию", эта норма сократится до 6 г. В "Дружбе" предельный показатель был превышен примерно в двадцать раз. Казалось бы, что такое 200 г на тонну, но тут надо учитывать, что хлорорганические реагенты — исключительно агрессивный химикат, вступающий в реакцию буквально со всем, до чего дотянется. Особенно это заметно при высоких температурах, которые необходимы для переработки нефти в бензин и другие конечные продукты.

В природной нефти хлора нет. Его добавляют на месторождениях, чтобы уменьшить ее вязкость и тем самым облегчить откачку. Впоследствии нефть очищают от избыточных добавок — они остаются в следовых количествах, которые и прописаны в нормах.

К 25 апреля стало понятно, что загрязненная нефть попала в трубопровод в Самарской области. Тогда же Белоруссия оценила свой ущерб в 100 миллионов долларов, но эта цифра явно не была окончательной. Отметим при этом, что агрессивная риторика шла исключительно из дружественной Белоруссии — Польша, Украина, Чехия, Словакия вели себя гораздо спокойнее, чем минские власти, которые и так получают нашу нефть по смешным относительно других партнеров ценам (с экспорта в Белоруссию не взимаются экспортные пошлины).

Схема трубопровода "Дружба" (РИА Новости)

Уголовная история вокруг вброса некачественной нефти только начата. Арестованы четыре представителя частных компаний, которые, предположительно, причастны к хищению чистой нефти и сокрытия этого хищения через вброс загрязненного хлоридами продукта, еще два человека в розыске. Сумма похищенного неясна, да и к обвинению много вопросов, зато уже сейчас очевидно, что трубопроводный монополист "Транснефть" вопреки собственным правилам вообще не отслеживал качество перекачиваемой нефти. Глава компании вынужден был это признать на встрече с президентом Владимиром Путиным. 

Сколько потеряли

В мае Польше, Чехии, Венгрии пришлось задействовать для загрузки своих нефтеперерабатывающих заводов запасы из стратегических хранилищ. Известно, что Польша потратила 800 тысяч тонн, Венгрия — вдвое меньше. В то же время нельзя сказать, что это прямые финансовые расходы России — хранилища будут вновь заполнены через последующие поставки.

Белорусская сторона утверждает также, что хлориды разъели стенки нефтепровода "Дружба" на 3-5 мм. Это серьезная проблема, которая может привести к замене труб, — очевидно, за российский счет. Сумма неясна.

Приостановка перекачки нефти через территорию Белоруссии привела к сокращению прибыли этой страны. Стоимость перекачки — 0,84 доллара за 1 тонну на 100 километров. Двухнедельный простой, таким образом, обошелся примерно в 30 млн долларов.

Более того, сейчас трубопровод будут эксплуатировать в щадящем режиме, что приведет к увеличению недополученной Белоруссией прибыли — вероятно, примерно на 150 млн долларов до конца года.

Но гораздо больше потеряли сами российские нефтяники — за те же две недели они перекачивали продукции примерно на 1 млрд долларов и, безусловно, рассчитывали на эти деньги. Как и на последующую полную, а не частичную загрузку "Дружбы".

Кроме того, неясно, какие повреждения оборудования найдут на белорусских нефтеперерабатывающих заводах. Сложно сомневаться, что сейчас на "российскую диверсию" спишут все накопившиеся неисправности. Пока сообщили о необходимости замены шести теплообменных трубок воздушных холодильников — 350 тысяч долларов. Но будет больше.

В общей сложности загрязненными оказались примерно 5 млн тонн нефти. По текущим ценам это почти 2,5 млрд долларов, но надо понимать, что эта нефть не выброшенная. Она остается таким же ценным продуктом, просто требует дополнительной очистки (тоже расходы), которая и будет произведена в России, куда некондиционный продукт сейчас доставляют по железной дороге. Впоследствии очищенная нефть может пойти на российские НПЗ или опять на экспорт — она ничем не будет отличаться от любой другой нефти бренда Urals.

Часть возможных санкций за некачественную нефть прописана в договорах между "Транснефтью" и импортерами, но очевидно, что проблемы такого масштаба там просто не предусматривались. И на форс-мажор предполагаемое хищение тоже не тянет — легко доказать, что монополист пустил нефть в прямом смысле слова на самотек, избавив себя от скучной обязанности контроля качества продукта — в противном случае проблем удалось бы избежать.

Учитывая будущие претензии за срыв поставок со стороны других государств и, что немаловажно, российских поставщиков, можно предположить, что итоговый общий объем ущерба составит около полумиллиарда долларов. Это почти 35 млрд рублей — около 0,2% доходной части федерального российского бюджета.

Я сравниваю именно с бюджетом, потому что основным плательщиком по ущербу выступит, очевидно, Российская Федерация как основной акционер "Транснефти". Взыскать с предположительно виновных явно нечего — там ОООшки с уставным капиталом 10 тыс. руб. (как "Транснефть" доверила им доступ к газопроводу — вопрос отдельный). Правда, есть надежда, что сумму удастся уменьшить. Белорусская сторона уже заявила, что будет искать компромисс не в суде, а за столом переговоров, да и российские нефтяные компании также вполне договороспособны.

Конечно, ситуация будет использоваться в политических целях, но на самом деле репутационный ущерб для страны не так велик, как некоторым бы и хотелось. Все понимают, что выявлено слабое звено в системе экспорта нефти и что это звено — в чем, кстати, плюс "тоталитарного государства" — будет немедленно "отремонтировано". Контроль над качеством нефти существенно усилится, и в результате она станет даже чище, чем была до инцидента.