Общество

На Выставке "Россия" обсудили формирование будущего страны при помощи фантастики

На Выставке "Россия" обсудили формирование будущего страны при помощи фантастики
Фото: Анатолий Медведь, фотохост-агентство РИА «Новости»

Эксперты в рамках сессии "Захват будущего: фантастика, прогностика, космос" на Международной выставке-форуме "Россия", как формировать будущее страны с помощью фантастики.

Сессию организовали федеральная программа "Мастерская новых медиа" и Российское общество "Знание".

У россиян существует запрос на информацию для формирования образа будущего страны и их места в нем. Ключевую роль в развитии критического мышления и создании картины будущего должна играть целая линейка контента, созданного отечественными авторами, в том числе в области научной фантастики.

"Будущее наступило уже сейчас. Если ты хочешь куда-то идти, нужно иметь, пусть ложные, но представления, знать, куда ты идешь. Для того, чтобы куда-то идти, должен быть кто-то, кто ведет. Стало быть, это наша забота, если мы что-то хотим сделать. Нам необходима очень простая вещь, очень сложная, очень важная — нам нужно создавать своих гениальных авторов. Нам нужно делать все для того, чтобы каждый писал так, как он слышит. И делать это целенаправленно", - отметил проректор РАНХиГС и научный руководитель "ДНК России" Андрей Полосин.

На сессии представили результаты совместного исследования общественного мнения, проведенного "Мастерской новых медиа" и социологическим агентством "Вебер" накануне Дня космонавтики. По результатам исследования, более половины россиян частично или полностью представляют себе образ будущего России. При этом 67% опрошенных хотели бы получать больше информации о том, какой будет Россия. Около 41% опрошенных говорят о том, что сегодня достаточно информации, чтобы сформировать понятный образ будущего страны, но еще столько же утверждает, что данных недостаточно.

Писатель-фантаст Вадим Панов обратил внимание на цифру 67% в ответе на вопрос "Хотелось бы вам получать больше информации о том, что нас ждет в будущем?".

"Почему такой интерес? Потому что нам там жить. Мы 10 минут назад начали наше выступление, а оно уже в прошлом. Мы все живем в будущем. И даже если нам кажется, что нас интересует только год или пять максимум, мы все равно проживем больше. Так почему бы нам не узнать то, что будет дальше, разработать, что будет в стратегическом будущем, а не тактическом. Это самый интересный момент — стратегическое будущее, куда мы все движемся. И это одна из интереснейших задач для писателя", - заявил писатель.

Фантастика — самый стимулирующий мышление раздел книжной культуры и, тем самым, медиа, отметил историк и футуролог Сергей Переслегин. По его мнению, для формирования картины будущего нужны разные типы и виды содержательной информации, основанные в том числе на научной фантастике.

"Фантастика дает человеку умение думать. А уж к чему он это приложит, к какой технологии, к какой области деятельности, будет зависеть от его собственного развития. Так вот, фантастика – самый стимулирующий мышление раздел книжной культуры и, тем самым, медиа. Но медиа не исчерпываются книгой. Сейчас создаются принципиально новые медиа. Книга ведет эту работу, она в ней ведущая. Но также есть и фильмы, и сериалы, и компьютерные игры. При этом фантастика почти не занимается будущим. Фантастика — это проекция сегодняшнего дня в иные миры или иногда в языки, перемещение во времени или в пространстве. Занимаясь проблемами сегодняшнего дня, фантасты, разумеется, регулярно могут найти завтрашние решения", - заявил эксперт.

О том, почему думать о будущем стало сложнее, рассуждал Евгений Сжёнов — научный руководитель Экспертно-аналитического центра "Научно-образовательная политика", член Общественного совета при Минобрнауки России.

"Раньше у нас, конкретно у меня, было время смотреть на небо и видеть звёзды. У меня не было так много источников, чтобы прочитать о звездах, как сейчас. Мы все живем в том самом будущем, оно нас окружает сейчас: в наших смартфонах, в этом замечательном павильоне, технологии витают вокруг, многие из нас их создают, те задачи, которые ставятся в горизонте 2030 года, технологический суверенитет, который является одной из главных линий стратегической политики нашей страны — это то, что нас окружает. Возможно, этот переизбыток информации, который есть сейчас — это ответ на то, почему мы стали чуть меньше мечтать и задумываться о будущем. Мы привыкли к тому, что это будущее находится прямо сейчас, с нами. Возможно, это просто другая стадия мечтания", - считает Сжёнов.

О киноиндустрии в жанре фантастики рассказал режиссер кино и продюсер Джаник Файзиев. Он отметил, что люди мечтают, мечтали и мечтать будут.

"Иногда это бывают фантастические мечты, иногда менее фантастические. Но область мозга, которая задействована в проекциях на будущее, у нас находится всегда в активном состоянии. Поэтому проекции людей, которые в состоянии предложить вам какие-то красивые образы, всегда будут любопытны", - уверен Файзиев.

Основатель книжной сети "Буквоед" Денис Котов отметил, что фантастика — это своеобразный тренажер, который позволяет фантазировать до уровня формирования четкого образа, в который человек начинает верить.

«Здесь вопрос: мы ведомые, "жертвы" прогресса, инициирующегося из разных мест планеты, либо мы созидатели со своим проектом и можем задуматься и начать формировать тот образ, который будет более взрослый? Какой образ мы строим и какой образ хотя бы в контуре России мы будем иметь хотя бы через 20–30 лет? Если мы роль книги и чтения поставили сегодня как доминанту тренировочного процесса, чтобы нам достигать новых когнитивных уровней, нам нужно в вектор книги и книжного пространства добавить умение читать между строк, понимать смыслы, договариваться с окружающими людьми даже в сложных и даже боевых ситуациях — это то искусство, которым нужно заново переовладеть», - заключил эксперт.