9 марта президент Белоруссии Александр Лукашенко жестко ответил на слова российского премьер-министра Дмитрия Медведева. Он пригрозил тяжелыми последствиями, если Россия сделает цены на газ для Белоруссии такими же, как для Европы. За последние годы между двумя странами не раз возникали споры по поводу обоснованности цены на российское сырье, из-за качества продуктов, из-за работы журналистов. Александр Лукашенко то хвалил соседа и говорил о братстве народов, то резко критиковал и упрекал в имперских амбициях. Ruposters изучил, как менялась риторика Батьки в последние годы.
Закоренелый друг Медведева
Напряженный характер отношений Александра Лукашенко с Дмитрием Медведевым имеет давнюю историю. Когда Медведев был президентом России, между ним и его белорусским коллегой неоднократно завязывалась заочная полемика. Более того, как следует из некоторых интервью, Лукашенко до конца не воспринимал его как главу государства.
Один из характерных примеров заочной полемики двух лидеров произошел в 2010 году. Медведев пожелал Белоруссии стать современным государством в результате очередных президентских выборов, руководствоваться принципами демократии. Лукашенко словами коллеги остался недоволен.
"Да господь с вами! Вы поближе будьте к Белоруссии, будете современными. Кто б говорил, но только не Россия", — отметил он.
Наконец, 9 марта 2017 года Лукашенко перед объективом телекамер обратился к премьер-министру России Дмитрию Медведеву как к своему "закоренелому другу". Он попросил не пугать Белоруссию повышением цен на российский газ и не выставлять страну нахлебником.
"Медведев должен понимать, что если мы будем платить как в Европе, то кое за что ему придется тоже заплатить. И цена будет неимоверно выше, нежели цена за природный газ", — заявил политик.
Защитник суверенной Белоруссии
Первые высказывания Лукашенко о ситуации на Украине последовали сразу после присоединения Крыма к России. Уже 26 марта 2014 года в интервью российско-украинскому журналисту Савику Шустеру президент Белоруссии рассказал об упущенном украинцами шансе на сохранение полуострова в составе страны.
"Практически своими действиями нынешнее руководство Украины признало, что это [Крым] не их территория? Почему ушли? Почему вывели военных оттуда? Почему не сражались, если это ваша земля? Почему не защищали свою землю?" — задавал он тогда риторические вопросы телеведущему.
В 2014 году он убедительно говорил о недопустимости перекраивания границ украинского государства и сомневался в обоснованности слов о принадлежности полуострова России.
"Ну, давайте тогда вернемся во времена Хана Батыя, во времена монголо-татарского ига. Ну тогда надо будет отдать Казахстану, Монголии и еще кому-то всю территорию практически России", — заявил белорусский лидер журналистам.
Противоречивость позиции политика иногда можно было заметить в ходе одного и того же выступления. Сначала президент пообещал, что во всех сложных ситуациях его страна будет с Россией, потому что это единственный союзник. Но затем он в резких выражениях высказался о возможном нападении восточного соседа, пообещав дать жесткий отпор.
"Нас пугают: завтра Путин тут придет захватит. Еще раз повторяю, откуда бы кто-то не пришел — мы будем за свою страну сражаться. Ну если сюда придет Путин, то неизвестно, на чьей стороне будут воевать русские. А я знаю на чьей! Поэтому не надо нас пугать Путиным, Россией и прочее…" — заявил Лукашенко.
В начале 2015 года Лукашенко отказался считать Белоруссию частью русского мира. Глава страны пообещал заставить уважать суверенитет и независимость своего государства.
"Не было [страны Белоруссии], а сейчас есть. И с этим надо считаться. И мы свою землю никому не отдадим", — обещал он.
В 2016 году на своей ежегодной пресс-конференции Батька коснулся темы Донбасса. По его мнению, самое "перспективное" население оттуда уехало, остались лишь старики, женщины и дети. В конфликте в итоге никто не выиграл.
"Вот я смотрю иногда российское телевидение. Ну такие патриоты, такой патриотизм! А сам себе думаю: а ваши дети там воюют? Тех, кто кричат там перед камерой. Хорошо чужими руками жар загребать!" — утверждал Лукашенко.
Критик России
В 2010 году произошел один из первых серьезных конфликтов России и Белоруссии из-за цен на российский природный газ. Тогда свое недовольство Лукашенко высказывал главе российского МИД Сергею Лаврову. Он усомнился в том, что сложившаяся ситуация представляет собой обычный спор хозяйствующих субъектов, и пожаловался на "оскорбления в адрес белорусского народа" со стороны президента России Дмитрия Медведева.
"И хотелось бы, чтобы Россия в этот момент поддержала экономику Белоруссии, не увеличивая цены [на газ]. Не надо понижать. Как Украине на 30% понизили, Венгрии обещаете понизить или уже понизили. Не надо понижать! Дайте нам вот этот год по прошлогодним ценам поработать и восстановить экономику", — жаловался белорусский лидер.
В 2011 году руководитель Белоруссии выступил с претензиями в адрес российских СМИ. Лукашенко обвинил их в искажении фактов и необоснованной критике.
"Сделайте все, чтобы эти [российские] средства массовой информации больше не присутствовали на нашей территории. И не потому, что мы хотим заткнуть рот, нет. Но я еще раз подчеркиваю: я за ними внимательно наблюдал. Весь ажиотаж начинался оттуда", — резюмировал он тогда.
В конце 2014 года политик был возмущен тем, что Россия не только ввела запрет на поставку некоторых продуктов из Европы, не предупредив коллег по Евразийскому союзу заблаговременно, но при этом еще запретила ввоз продукции некоторых белорусских предприятий. В России нашли в отдельных образцах еды опасные микроорганизмы.
"Если поставить вопрос о том, какие товары безопаснее — белорусские или российские — это вызовет смех не только в Белоруссии, но и у любого россиянина. Потому что в Российской Федерации, пусть на меня не обижаются, на полвека отстали от Белоруссии в плане безопасности товаров", — говорил президент Белоруссии.
В 2015 году Лукашенко сделал двусмысленное заявление о войне. Он напомнил о готовности Белоруссии ответить любому агрессору и заявил, что война с соседом будет возможна только в случае, если Белоруссия нападет сама.
"Это не просто контрпродуктивно для самой России, не просто ущербно будет для самой России, это катастрофа будет для самой России!" — утверждал Батька.
Друг России
Есть много и лестных высказываний Лукашенко о России. Еще 7 октября 2011 года Лукашенко на своей пресс-конференции обещал, что "положит на алтарь борьбы" все, что есть у белорусов, ради сохранения России.
"Если развалится Россия - нам будет хана. Мы без России не видим себя и это объективно. Поэтому упаси господь от распада России. Надо любыми судьбами сохранить это пространство, эту цивилизацию. Это будет похлеще, чем распад Советского Союза", — говорил лидер Белоруссии.
В 2014 году критика решения присоединить Крым и аккуратная поддержка целостности Украины у Лукашенко сочеталась с гневом в адрес Запада. Батька жестко отреагировал на введение санкций против России. Назвав эти меры полным бредом и чепухой, он уличил Запад в слабости и напомнил, что его страна живет под санкционным режимом уже около 20 лет.
"Еще не родился тот урод на Земле, который бы не понимал, что такое Россия и что такое санкции, чем они обернутся. И слава Богу. Будем заниматься внутренними проблемами и решать свои вопросы. Они нам помогут укрепиться внутренне, чтобы потом мы были просто незыблемыми. Вот к чему приводят санкции. Они собирают вокруг проблем, которые есть внутри той или иной страны, всю нацию, весь народ. Ну не мне вам рассказывать о характере русского человека: чем больше на него давишь, тем больше будет эффект для этого человека", — заявил тогда президент Белоруссии.
Осенью 2015 года белорусский лидер ответил на вопрос иностранной журналистки о возможности открытия российской авиабазы на территории его страны. Лукашенко объяснил, что два государства находятся на той стадии военного сотрудничества, когда Белоруссия будет вынуждена защищать Россию своими силами, если той объявят войну.
"Я воевать не хочу, но, не дай Бог, придется… Дело не в базах, а в том, что мы насмерть, как это когда-то было, будем с россиянами, русскими людьми и всеми теми, кто хочет нас поддержать, будем стоять насмерть здесь в Белоруссии", — уверял Лукашенко.