10 декабря в прокат выходят "Неадекватные люди – 2", сиквел культового в узких кругах российского фильма. Роман Каримов повторно выступил режиссёром, сценаристом и монтажёром. В главных ролях – звёзды первого фильма: Ингрид Олеринская и Илья Любимов. Иван Афанасьев посмотрел картину на кинофестивале "Окно в Европу" и делится мнением по поводу новой работы режиссёра, который от комедии неожиданно отошёл в сторону почти экзистенциальной трагикомедии.
Удивительно, но в российском кино всё довольно-таки здорово с драмами, в последнее время неплохо с каким-то подобием блокбастеров, сносно с историческими картинами, и ужасно – с хорошими комедиями. Отдельные проблески бывают, вроде фильмов Виктора Шамирова, некоторых киноопусов "Квартета И" ("Непосредственно Каха!" не в счёт), первого "Горько!", "Давай разведёмся!" и даже, с заходом на территорию другого жанра, "Папа, сдохни" Кирилла Соколова. Заметьте, что в большинстве этих тайтлов в конце присутствует восклицательный знак (в последнем он также напрашивается).
И вот если у нас есть чисто комедийный режиссёр (помимо Жоры Крыжовникова), то пусть это будет Роман Каримов – с тремя фильмами с восклицательным знаком в конце ("Днюха!", "Гуляй, Вася!" и сиквел данной картины в разработке). Вся эта шелуха со знаками препинания к тому, что комедии у нас делают сплошь гиперболизированные: слова "перебор" российские комедиографы просто не знают, для них если юмор – то на износ, если драма – то до кровавых слёз. А порой так хочется чего-то, скажем так, более ироничного и с долей лёгкого житейского пофигизма, поближе к реальности. Такими были первые "Неадекватные люди" Каримова. Такой получилась и нежданная вторая часть – и это прекрасно и не случайно.
Со времён событий первого фильма прошло энное количество лет. Кристина и Виталий живут вместе, готовят палтуса к приходу гостей, ведут дневники и распределяют роли в семье по классике: пока жена сидит дома и ответственно хранит очаг, муж рубит бабло на работе. Впрочем, фирменный цинизм из их отношений никуда не делся, а то и стал крепче: Кристина издевается над супругом на деловой встрече с партнёрами, советует тому "хотя бы раз в жизни побыть мужиком и не ныть" и отказывается от секса перед сном. Виталий начинает "пасти" телефон суженой, подозревая, что в её жизни мог появиться классический "кто-то".
И вот – стоило ей отойти на пять минут в магазин, как он уже лезет в её "утренние страницы" и погружается в ворох воспоминаний, своих и Кристины. А в них – новая симпатичная помощница у него на работе, нагловатый, несущий токсичностью ухажёр у неё, знакомый по первой части психолог Павел, советующий разобраться с неполадками в отношениях, и много чего ещё. Всё вместе складывается в классический паззл: расшатанная конструкция брака сыпется, как карточный домик на ветру.
Можно было бы не лезть в лирику, но при таком раскладе очень тяжело удержаться. "Неадекватные люди – 2" насквозь пропитаны чувством потери и разлуки, как пахлава горклым мёдом. В своё время у Каримова на фейсбуке был эмоциональный пост, посвящённый супружеской измене: не стесняюсь говорить об этом, потому что Роман сам не скрывал своих чувств и искренне писал о том, что адюльтер – это крайне больно и тяжело. Думаю, именно из таких размышлений и родился сценарий "НЛ-2" – это чувствуется из-за максимально интимной интонации фильма, как будто автор говорит о наболевшем, сидя за барной стойкой с близким другом. А кто может быть в таком деле более близким человеком, нежели зритель в темноте кинозала?
Кино, таким образом, превращается в личную исповедь, но в формате товарищеского разговора "за жизнь". Вопрос лишь в том, насколько интересно было бы такой разговор услышать и возможно ли не уйти с ощущением, что тебе только что насквозь промочили жилетку. Удивительно, как Каримову удаётся найти нужные эмоции. Справедливости ради стоит отметить, что в сценаристах на пару с ним указана Яна Лебедева, 27-летняя коллега, а в прошлом волонтёр – помощница режиссёра, которая также писала сценарий фильма "Гуляй, Вася!", ещё одного фильма о разводе.
Которая, как и Софья, ассистентка героя Ильи Любимова, помогала Роману с решением рабочих вопросов (только, конечно, на съёмочной площадке). А сам Виталий в фильме, несомненно, прямое альтер эго режиссёра. Чувствуется, что творческая химия (вовсе не обязательно романтического толка) между авторами и родила такое честное кино о жизни, которое можно снять, только если ты действительно хорошо понимаешь, о чём говоришь и, простите, о чём чувствуешь. Фильм репрезентирует обе стороны человеческих отношений в современном обществе и делает это равноценно (поэтому и растянулся на солидный хронометраж более чем в два часа).
Мы хорошо знаем этих людей: Кристина – классическая, загнанная в угол семейным бытом, неприступная для всего мира красотка, которой, взамен на возможность обуздать её, вместо бурной романтики и приключений на почве страсти досталась роль послушной домохозяйки. Её тяга к деструктивным отношениям с новым, гораздо моложе её мужа, парнем (порочно прекрасный в роли альфача-злодея Никита Санаев из "Днюхи!") рождается из нереализованности собственных "хотелок": преодоление препятствий превращается в цель жизни, когда всё остальное и так преподнесено на блюдце с каёмкой.
Виталий же – это ещё один стереотипный (что в данном случае почти что равно "понятный" и едва ли не "родной") человек-getter, который не ищет лёгких путей, потому что в его системе координат их в принципе не существует. А потому не видит простой истины, что его непреднамеренное равнодушие к жене под боком приводит к краху того, что давным-давно стало фундаментом для его успешной (относительно) карьеры. Короче, как говорит друг Виталия, психолог Павел, "голодный сытого не разумеет". В такой моральной коллизии нет ничего нового, это конфликт где-то на уровне сериалов телеканала "Россия".
Но личный опыт Каримова, его открытость и искренность, да и что уж там, вполне ощутимая житейская мудрость превращают нехитрый сюжет в трагедию почти шекспировского размаха. Сохраняя при этом бытовую приземлённость: здесь хватает аккуратного, очень интеллигентного юмора, нет какого-то лезущего в глаза неприкрытого символизма (кроме, конечно, красивой метафоры с домом, который Виталий взялся реставрировать, и его почти рухнувшим браком), и, главное – нет нытья и стенаний. Даже в не совсем весёлой концовке трудно не увидеть прущее из всех щелей жизнелюбие автора.
Развод – такая же несущая для российского кино тема, как коррупция и память о ВОВ. Но до поры до времени у нас почти все фильмы об этом (не в обиду им) были сплошным ором и криком: никто не мог об этом говорить спокойно и обстоятельно, не ударяясь в театральное заламывание рук. Кажется, Роману Каримову это удалось – с улыбкой на лице. "Неадекватные люди – 2" – самый честный, искренний и, что уж там, самый зрелый фильм режиссёра. А заодно – констатация факта, что после разрыва следует дальнейшая жизнь, а не выжженное поле страданий. То, чего так не хватает русскому человеку с его вечной тягой к драматизации.