Китайский обозреватель Чжан Вей на страницах влиятельной газеты «Жэньминь жибао» проанализировал российскую операцию в Сирии, выделив стратегические цели, которые стоят за активностью РФ в этом регионе. На фоне провала американский усилий по борьбе с «Исламским государством*» и подготовке сирийской оппозиции, возглавляемая Россией коалиция может кардинально изменить ситуацию в регионе, полагает журналист. Военная операция не только поможет отстоять стратегические интересы России в регионе, но имеет потенциал стать ключом к разрешению кризиса в отношениях со странами Запада, который возник из-за конфликта на Украине. Ruposters приводит перевод публикации китайского издания.
Российский президент Владимир Путин 28 сентября выступил с речью в Организации объединенных наций и провел переговоры с американским Президентом Бараком Обамой. Принимая в расчет недавнюю активизацию российской военной поддержки сирийскому правительству и формирование коалиции против «Исламского государства*», в которую входят Иран, Сирия и ряд других государств, многие западные страны хотят знать истинные намерения России.
Сирийский кризис продолжается уже больше четырех лет, борьба возглавляемой США коалиции против «Исламского государства*» - свыше одного года. Так в чем причина внезапной активности России в Сирии? Какие стратегические соображения скрываются за ней?
Распознать возможность
В 2011 году на фоне массовых беспорядков в арабском регионе, в Сирии начались протесты против действующего президента Башара Асада, которые вскоре переросли в гражданскую войну. Ситуацией воспользовалась экстремистская группировка «Исламское государство*», занявшая значительную часть территории страны. На сегодняшний день в Сирии в рамках многостороннего конфликта сражаются правительственные войска, различные группировки из числа вооруженной оппозиции и «Исламское государство», в результате чего миллионы беженцев устремились в другие страны.
В Сирии Россия поддерживает Асада, решительно противодействуя всем попыткам США и их союзников сменить режим в стране. С геополитической точки зрения, для России Сирия – важная опорная точка в регионе: ее единственная морская база в Средиземноморье находится в сирийском порту Тартус.
Обозреватели полагают, что момент для активизации действий в Сирии выбран Путиным неслучайно – они принесут России дополнительный престиж и влияние, одновременно гарантируя отсутствие серьезного противодействия в международном сообществе.
Прежде всего, после четырех разрушительных лет гражданской войны линия обороны правительства Асада заметно сжалась. Его войска сконцентрировались на обороне Дамаска и коридора вдоль Средиземного моря. Хотя в краткосрочной перспективе вероятность падения режима Асада невелика, Россия стремится начать действовать до ухудшения обстановки, сигнализируя внешнему миру о своей поддержке сирийского правительства.
Во-вторых, несмотря на то, что возглавляемая США коалиция против «Исламского государства*» наносит удары по позициям боевиков уже более одного года, особых результатов это не принесло. Поэтому американское руководство не хочет терять инициативу в регионе, давая России возможность действовать в своих интересах. Путин заявил, что планы Америки по военной подготовке сил оппозиции не увенчались успехом. Ранее США выражали надежду на то, что им удастся готовить 5000-6000 солдат в год, но в действительности только горстка людей получает квалифицированное обучение. Способных воевать против «Исламского государства» среди них и того меньше.
Помимо этого, под давлением наплыва беженцев позиция западных стран, которые ранее настаивали на немедленном уходе сирийского президента, начинает смягчаться. Недавно немецкий канцлер Ангела Меркель и британский министр иностранных дел Хэммонд заявили, что допускают сценарий, при котором Асад может остаться во власти на время переходного периода.
Убрать затруднения
США и остальные западные страны до последнего времени были настроены скептически по отношению к российским действиям в Сирии, опасаясь, что знамя антитерроризма является всего лишь предлогом для того, чтобы расправиться с силами оппозиции и продлить жизнь режиму Асада. Встречаясь с Путиным, Обама подчеркивал важность того, чтобы Россия заранее прояснила цели, которые она намерена достигнуть в Сирии.
В действительности, борьба с «Исламским государством*» и предотвращение захвата Дамаска являются обоюдным интересом России и США, которые, вероятнее всего, негласно поддерживают российскую операцию в Сирии. Это стало и причиной того, что американская реакция на внезапную активность России на Ближнем Востоке оказалась довольно сдержанной.
Что касается России, вмешательство в ситуацию в Сирии позволяет ей не только защитить свои традиционные интересы в регионе, но и перехватить инициативу на дипломатическом фронте, развернув текущую ситуацию на 180 градусов.
Кроме того, ход поможет усилить переговорную позицию России – если ей удастся достичь соглашения о совместных действиях против «Исламского государства*», это будет способствовать снятию санкций и преодолению кризиса в отношениях с Западом.
- * ИГИЛ, ИГ, Исламское государство - террористическая организация, запрещенная в РФ