Общество

Как цифровые госуслуги меняют жизнь каждого из нас?

Как цифровые госуслуги меняют жизнь каждого из нас?

Записать ребенка в детский сад, оформить прием к врачу, оплатить штраф ГИБДД, проверить задолженность по ЖКХ, подать заявление на загранпаспорт… Сколько времени у вас это займет? Придётся отпроситься с работы на пару дней, чтобы успеть во все учреждения? Разумеется, нет: все эти услуги уже переведены в онлайн-формат. Россия – один из лидеров цифровизации государственных сервисов в мире, а портал Госуслуг – первое, что приходит на ум, когда слышишь словосочетание "электронное правительство". Как развивается самая популярная госплатформа России, и какие новинки в сфере цифровых госуслуг ждут пользователей в ближайшем будущем?

Глава "Ростелекома" Михаил Осеевский сообщил о модернизации портала Госуслуг на встрече с Президентом РФ 5 августа 2020 года. Компания-разработчик, по поручению правительства, обновляет архитектуру сайта и увеличивает его производительность. Решение о необходимости масштабирования вполне закономерно: электронными госсервисами пользуется все больше россиян – в начале августа на портале Госуслуг зарегистрировался 70-миллионный пользователь. Новая версия сайта будет соответствовать увеличившемуся потоку пользователей, чтобы каждый россиянин смог ежедневно обращаться к государству за получением тех или иных услуг. По оценкам "Ростелекома", к концу года портал должен обрабатывать минимум 100 млн услуг в сутки.

Игра на опережение

С момента запуска Госуслуг в 2010 году перечень федеральных услуг, которые переведены в электронный формат, увеличился почти вдвое. Конечно, госсервисы имеют свой план оцифровки, но в критичные моменты самые необходимые из них могут быть запущены раньше срока. Так, в этом году ускоренная цифровизация пришлась на период самоизоляции, связанной с предотвращением распространения COVID-19. Людям приходилось решать многие насущные вопросы из дома, и здесь электронные госуслуги оказалась как нельзя кстати. В России к кризису получилось подготовиться заранее – большинство госуслуг уже успешно функционировали, а некоторые были созданы специально для оказания поддержки населению и бизнесу в период пандемии.

В первую очередь были важны услуги, связанные со здоровьем и помощью тем, кто оказался в группе риска или особенно пострадал из-за вынужденных мер по обеспечению общественной безопасности. Так, Минздрав России совместно с Минкомсвязью запустил на Едином Портале госуслуг специальный сервис, посвященный коронавирусу, который позволял определить свою принадлежность к группам риска, а также вести дневник наблюдения за своим состоянием здоровья.

Работающие граждане старше 65 лет, оказавшиеся в группе риска и не имевшие возможности выходить из дома, могли продлевать больничные в электронном виде, а у льготных категорий граждан появилась возможность в упрощённом порядке обращаться за услугами, связанными с назначением и выплатой пенсий, пособий, компенсаций, обеспечением средствами реабилитации. Кроме того, статус инвалидности стал продлеваться автоматически, а единовременные выплаты на детей в июле стали приходить на счета родителей в проактивном режиме, без необходимости повторной подачи заявления. 

В ускоренном режиме в цифровой вид перевели и подачу заявлений о получении матпомощи многодетным семьям, постановке на учет в центры занятости и выплате пособий по безработице. Оцифровано было и оформление заявок на льготную ипотеку. 

Во время самоизоляции наплыв посетителей на портал госуслуг оказался беспрецедентным, особенно после объявления Президентом РФ мер поддержки семьям с детьми, ряд которых можно было оформить через сайт. Нагрузка на Госуслуги в 10 раз превысила средние показатели за апрель, что привело к краткосрочным сбоям в его работе. Сайт быстро привели в норму, но это лишний раз продемонстрировало необходимость масштабирования и совершенствования платформы для того, чтобы обрабатывать все обращения россиян без накладок.

Отдельно не забыли и о помощи бизнесу, который пострадал из-за пандемии: не на портале Госуслуг, но на сайте Федеральной налоговой службы появился целый раздел, посвященный мерам поддержки предпринимателей, и было запущено три новых сервиса: "Перечень лиц, на которых распространяется действие моратория на банкротство", "Проверка возможности получения отсрочки/рассрочки в связи с COVID-19", "Проверка права на получение субсидии в связи с COVID-19". Также для предпринимателей создали отдельную государственную цифровую платформу поддержки предпринимательства "Мой бизнес". Сервис предусматривает возможность получения онлайн-консультаций с Минэкономразвития России для владельцев малого и среднего бизнеса.

Первым делом – россияне

Цифровизацию госуслуг можно свести к одному тезису – обеспечить гражданам максимальный комфорт. Гражданам сегодня не нужно тратить время и ездить по государственным учреждениям, стоять в очередях. Процедура получения нужных услуг – крайне проста, всё фактически находится в одном месте и работает в режиме "единого окна". В перспективе практически все госсервисы будут консолидированы в одном месте, и у вас не будет возникать вопросов "А куда обратиться, если..?". Ответ один — на Госуслуги.

Здесь легко и определиться "в какой жизненной ситуации какие документы куда подавать", и сразу же подать заявку на необходимую услугу. И, кстати, пожаловаться на органы власти, которые слишком долго рассматривают обращение: на портале планируют создать рубрикатор конкретных ситуаций для приема обращений и жалоб, а также внедрить автоматическое перенаправление в уполномоченный орган. Больше не придется мучиться в сомнениях, получено ли обращение, и звонить по справочным телефонам, чтобы узнать его дальнейшую судьбу. Вполне удобно.

Простой пример. Вы ждете ребенка, и за всеми восторгами по поводу прибавления в семействе, вы понимаете, что скоро приведете в свое государство нового гражданина. Как оформить свидетельство о рождении? Получить СНИЛС и полис ОМС? А что насчет пособий, льгот и выплат по беременности, рождению и декретному отпуску? Выглядит как сущий бюрократический ад: а прежде, чем получить что-либо, надо еще разобраться, куда обращаться. Специально для таких случаев на Госуслугах создан раздел "Жизненные ситуации", где все услуги, которые могут понадобиться будущей маме, собраны в одном месте под названием "Рождение ребенка". Но и это еще не все. В ближайшем будущем вы не просто сможете найти все эти услуги в один клик, но сами получите предложение от портала оформить их – своевременно, без бумажных документов и очередей. Похоже на заявление из области научной фантастики – но это будущее уже здесь.

Суперсервисы спешат на помощь

"Рождение ребенка", а также "Поступление в вуз онлайн", "Переезд в другой регион", "Утрата близкого человека" и "Цифровое исполнительное производство" — это первые 5 суперсервисов, которые будут реализованы на Госуслугах по инициативе Минкомсвязи. Всего их запланировано 25.

Что отличает обычные сервисы от "супер"-версий? Все очень просто. Суперсервисы — это комплексы государственных услуг, которые сгруппированы по жизненным ситуациям и предоставляются онлайн в сокращённые сроки. Фактически они позволяют получать сервисы автоматически, без заявления, с минимумом документов или даже без них. Ваша задача — высказать своё желание. Такой сервис будет распознавать, что нужно человеку в жизненной ситуации, самостоятельно подбирать услуги, напоминать о положенных выплатах и присылать уведомление, когда все готово.

Концепция суперсервисов сформировалась из стремления перестроить взаимодействие между различными службами и человеком с "от гражданина к государству" на "от государства к гражданину". Разработчики выяснили, что большинство случаев общения людей и государства можно разбить на 25 универсальных блоков. Они соотносятся с типовыми жизненными ситуациями и включают в себя около 200 отдельных услуг федерального, регионального и муниципального уровня (в том числе негосударственные, например банковские). Эти блоки и станут суперсервисами: по планам Минкомсвязи, они должны охватить 90% "соприкосновений" граждан и бизнеса с государством, и со временем это взаимодействие должно стать и вовсе незаметным.

Сейчас в пилотном режиме уже запущены несколько суперсервисов, например, онлайн-оформление европротокола при ДТП и цифровое исполнительное производство. В рамках "Рождения ребенка" начали выдаваться электронные родовые сертификаты, а сведения из ЗАГСов стали автоматически подтягиваться в Пенсионный фонд, что позволило получать сертификаты на маткапитал без дополнительных заявок – готовый документ сам поступает в личный кабинет на портале Госуслуг. К июню этого года в электронном виде было оформлено уже более 135 тысяч сертификатов. Кроме того, с 15 июля СНИЛС для новорожденных также оформляется без заявлений и автоматически направляется матери. За первую неделю действия услуги она была автоматически оказана 13 тысячам родителей.

Для скорейшего внедрения суперсервисов 84 регионам в текущем году будет выделено 500 млн рублей. Эти средства направят на развитие региональных информационных систем, которые позволят оперативно передавать информацию между ведомствами и обеспечат наилучшее качество предоставления государственных услуг гражданам и бизнесу.

Без права на замедление

В конце июля успехи отечественного электронного правительства оценили в ООН. Исследования о цифровизации государственных услуг проводятся организацией с 2001 года, по их результатам странам присуждается индекс развития электронного правительства EGDI (the United Nations E-Government Development Index). Он учитывает три основных показателя: широта и качество онлайн-услуг, уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры и объем человеческого капитала. Полученное среднее арифметическое позволяет определить, насколько качественно государство оказывает услуг в электронном виде. В исследовании 2020 года Россия получила самый высокий индекс за всю историю: более 0,82 при максимальном значении 1. Эксперты оценили уровень цифровизации госуслуг, как "очень высокий". Признание достижений нашей страны на этом поприще сыграло немаловажную роль и в том, что юбилейный форум ООН по управлению интернетом (Internet Governance Forum, IGF) — одно из главных международных мероприятий, где обсуждаются вопросы развития интернета и цифровых технологий, — пройдет в 2025 году именно в России.

Темп цифровизации Россия снижать не намерена: к 2030 году доля массовых социально-значимых услуг, доступных в электронном виде, должна быть увеличена до 95%. А для обработки типовых запросов планируется использование искусственного интеллекта. Важную роль играет и реализация "единого окна" получения госуслуг. Несмотря на то, что оно имеет высокую сложность с точки зрения проектирования системы, именно этот принцип лежит в основе объединенного интегрированного правительства будущего. По такой модели идут признанные лидеры цифровизации: Сингапур, Корея, Великобритания, Канада, а благодаря ускоренному развитию электронных государственных услуг к этим странам присоединяется и Россия.