Падение цен на нефть после введения масштабных пошлин президентом США Дональдом Трампом создало ситуацию, в которой транспортировка российской нефти на танкерах, принадлежащих западным компаниям и застрахованных ими, вновь стала возможной. Как сообщает Bloomberg, снижение стоимости экспортного сорта Urals ниже установленного западными странами ценового потолка в $60 за баррель позволило частично вернуться к использованию западной инфраструктуры для перевозки нефти.
9 апреля стоимость нефти марки Urals впервые с июня 2023 года упала ниже $50 за баррель, что стало результатом влияния торговой войны США с Китаем и сопутствующих экономических последствий. Однако уже на следующий день после решения Дональда Трампа приостановить действие части тарифов на 90 дней в связи с готовностью более чем 75 стран к торговым переговорам цена нефти поднялась выше $50. При этом нефть марки Brent вновь превысила отметку $65 за баррель.
До этого российская нефть, перевозимая по цене выше потолка, вынужденно транспортировалась при помощи "теневого флота", особенно по маршрутам из тихоокеанских и арктических портов. Однако на фоне падения цен ситуация в Балтийском и Черном морях изменилась. По данным Bloomberg, доля поставок российской нефти на западных танкерах из этих регионов увеличилась до 43% по сравнению с примерно 30% в первые три месяца года, когда цены были ближе к потолку.
Также отмечается, что перенаправление танкеров в районы Балтийского и Черного морей привело к заметному росту ставок на транспортировку нефти. Перевозка американской нефти в Европу подорожала на 50%, достигнув $4,60 за баррель в марте, а транспортировка колумбийской нефти в Техас подорожала на 85%, составив $3,10 за баррель.
Эксперты связывают падение цен на российскую нефть как с последствиями торговой войны США, что вызвало шок на фондовых и сырьевых рынках, так и с внезапным решением стран ОПЕК+ значительно нарастить добычу с мая 2025 года. Это стало дополнительным фактором удешевления нефти и изменения логистических маршрутов.