Вчера на "Ридусе" выложили интересный слив про участие малоизвестных российских либеральных оппозиционеров в "выездном обучающем семинаре в Польше". В выложенных документах самих по себе нет ничего крамольного, тем не менее, опубликованная программа пятидневного семинара, а также список его участников представляют определенную ценность, так как позволяют разобраться в том, как сегодня США используют инструменты soft power применительно к России. Тезисные мысли на этот счет
1. Судя по перечню спикеров, организатором семинара в Польше выступает американский околоправительственный фонд IRI, возглавляемый небезызвестным "русофилом" сенатором Маккейном. В прошлом году его выдавили из России после принятия закона "об иностранных агентах", но, как мы теперь знаем, деятельность по российскому направлению он не прекратил, а просто вынес ее на периметр. Вполне интересная информация, наверняка в дальнейшем IRI свою активность не снизит, а наоборот.
2. Интересен состав участников семинара - он проводится для лиц "второго плана" оппозиционных партий либеральной направленности. Из 18 участников 4 представляют "Яблоко", по 2 "Партию прогресса", РПР-Парнас и "Партию 5 декабря", по одному - "Гражданскую платформу" и "Альянс зеленых". Еще присутствует один независимый московский мундеп и целых четыре "независимых политконсультанта" (технологи). Все люди четко подобраны по политическим взглядам, при этом относительно умеренные смешаны с совсем уж радикалами, это тоже сделано вполне осознанно. Так как идеологическая база у них общая, то в ходе интенсивного общения в течение нескольких дней (а ведь это общение очевидно будет продолжено и вне семинара), будет происходить не политическое размежевание, а наоборот - сдвиг относительно умеренных в сторону радикализма своих новых товарищей. По поводу радикализма можно привести цитату двухнедельной давности из поста участника этого семинара IRI Шушкевича, комментарии излишни:
"Сепаратизм в Севастополе, в отличие от потешных харьковских конгрессов, должен быть раздавлен максимально жестко. Очевидно, что этот город пропитан разведчиками и контрразведчиками, там много отставных военных и у людей сильно промыты мозги. Кремлевские черти будут превращать его в Цхинвали ближайшие несколько лет, и надо сразу показать им, что все подобные попытки будут жесточайше пресекаться. Ошибка Саакашвили, судившего или высылавшего бойцов ГРУ: вражеских шпионов надо было, конечно, убивать".
Еще более важно, что почти все участники семинара представлены в соцсетях, обладая пусть не очень большой, но целевой аудиторией - в читателях либеральные журналисты, активисты, однопартийцы, в общем оппозиционная тусовка плюс сочувствующие. Столь же важно, чтобы среди участников не были одни москвичи. Именно поэтому москвичей всего трое (еще 3 из Московской области). Остальные представляют регионы. Почти всех участников я нашел в фейсбуке. Вряд ли кто-то будет удивлен, что все они сейчас активно протестуют против "незаконной оккупации Крыма".
Кстати говоря, в далеком 2007 году материнский фонд IRI под названием NED финансировал проект "Дадебаты" Алексея Навального*, который на тот момент был точно таким же "вторым лицом", как нынешние участники польского семинара. Как мы видим, из вторых лиц вырастают порой и фронтмены.
3. Вообще, проведение мероприятия в подобном формате и с таким составом говорит о том, что Госдеп прекрасно понимает, что в ближайший год (как минимум) ловить ему в России нечего и работать надо на среднесрочную перспективу в горизонте 3-4 лет. Что логично, так как в период с 2016 по 2018 год нас ожидает новый избирательный цикл и явно будет обострение внутриполитической обстановки. Тут и пригодятся подготовленные, сгруппированные и лояльные лидеры мнений.
4. Зачем вообще нужны такие "выездные обучающие семинары"? Представление о том, что там готовят неких провокаторов или напрямую "покупают" людей за деньги - неверно. В этом, собственно, ошибка журналистов "Ридуса". Все работает совсем не так тупо. Основные задачи подобных семинаров следующие:
- "Кастинг" новых политических лиц. Все участники внимательно оцениваются, выявляются их сильные и слабые стороны. С наиболее перспективными выстраивается постоянное взаимодействие - приглашения на неформальные встречи с послами и политиками, раздача грантов под "проекты" (в реальности большинство "проектов" являются абсолютно формальными), приглашения на длительные стажировки и т.д. и т.п.
- Расширение социальных связей участников семинара, прежде всего, друг с другом. Это не менее важно, чем "кастинг". Задача - создавать устойчивые группы знакомых/друзей/товарищей по нужному политическому признаку. Подобные группы будут гораздо более жизнеспособными, нежели отдельные акторы. При этом устойчивость политических взглядов их участников будет выше (влияние "тусовки"), как и способность к их дальнейшему распространению уже не в индивидуальном качестве, а в групповом. Крайне важно, чтобы подобные связи были межпартийными (что мы и видим в данном случае) - таким образом, будет создаваться межпартийная сеть из людей, которые так или иначе имеют влияние и на свои партийные организации.
- Обучение. Самый малозначимый фактор, так как подавляющее большинство информации на таких семинарах не является хоть сколько-нибудь применимой для их участников. Но если вдруг что-то почерпнут, то и славно.
Итого: подобные семинары IRI и других аналогичных фондов формально (да и фактически!) являются абсолютно мирными и цивилизованными образовательными программами. Ошибочно полагать, что там кто-то кого-то будет обучать "антироссийской пропаганде", "организации провокаций на выборах" или еще каким страшным-ужасным вещам. Не будут, как бы этого ни хотелось с пропагандистской точки зрения. Настоящий смысл этих мероприятий - вообще не в их содержании, а в постепенном и довольно сложном выстраивании политической сети, которая будет в дальнейшем поддерживать сама себя за счет правильных политических знакомств, связей с журналистами, финансирования "гуманитарных" проектов и др. Организатор семинара получает повышение лояльности и устойчивый выход на лидеров мнений. Участники семинара - получают контакты друг друга (социальный капитал) и, при необходимости, доступ к организационным и финансовым ресурсам организатора. Не сразу, но постепенно таким образом выстраивается широкий инструментарий политического и информационного влияния на требуемой территории. Причем большей частью из инструментов даже не требуется напрямую управлять - они делают все, что нужно, сами по себе, в автоматическом режиме.
Это и называется soft power. И события на Украине, где сегодня у России внутри страны нет ни внятно оформленного политического, ни уж тем более информационного представительства, в отличие от тех же США и Германии, наглядно показывают, что подобным инструментам нам надо учиться. И чем скорее - тем лучше.
politrash- * включен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга