Статьи

Любо-дорого смотреть: как перевозчики и отельеры наживаются на ЧМ по футболу

Любо-дорого смотреть: как перевозчики и отельеры наживаются на ЧМ по футболу

В конце декабря 2017 года российские журналисты начали тревожно сообщать, что чемпионат мира по футболу вызовет в июне транспортный коллапс. Все дешевые билеты на самолеты раскуплены, цены в гостиницах заоблачные. Михаил Мельников решил проверить эти данные и изучил предложения авиаперевозчиков, а также отелей и хостелов на время проведения матчей ЧМ-2018 по футболу. 

Проблема даже не в футбольных болельщиках – эти ребята о себе уже позаботились. Хуже то, что "обычным" россиянам будет очень сложно путешествовать в дни футбольного праздника, а ведь вторая половина июня и начало июля – период отпусков и просто коротких туристических поездок. Забыть на это время о таких возможностях и тихо сидеть дома?

Для примера возьмем самый красивый и самый дальний от Москвы город чемпионата мира – уральскую столицу Екатеринбург. Топовых матчей там не будет, но именно поэтому город на Исети удобен – проанализировать ситуацию на средних, а не на ажиотажных показателях. Будем говорить не о стоимости билетов, а только о логистике – добраться, переночевать, вернуться.

Летим!

У нас, как известно, практически все перелеты – через Москву, горизонтальные связи в стране развиты недостаточно. Что ж, попробуем слетать из Москвы в Екатеринбург на матчи чемпионата мира.

Интересна битва между Египтом и Уругваем 15 июня – это соперники России в отборочной группе. Но ажиотажа тут не наблюдается: агрегатор Onetwotrip предлагает на соседние даты билеты по 8 тысяч рублей туда-обратно. А вот на встречу Франция – Перу 21 июня мы слетаем (тем же "Аэрофлотом", кстати) минимум за 15 тысяч. 

Еще дороже билеты в районе матча Мексика – Швеция 27 июня – около 16 тыс. Интересно, что бюджетный Ural Airlines берет еще больше – свыше 20 тысяч. А симпатичными зелеными лайнерами S7 можно будет воспользоваться за 40 тысяч. К началу июля цены волшебным образом падают до тех же 8 тысяч (даже у S7) – матчей плей-офф за Уралом не будет, а на поток екатеринбуржцев в Москву перевозчики явно не рассчитывают.

Представители авиакомпаний утверждают, что их вины тут нет – просто все дешевые места были раскуплены в первые же дни продаж. В то же время можно усомниться в том, что этих дешевых мест было столько же, сколько и в обычные дни – просто потому, что дорогих билетов в продаже очень много, на стандартные рейсы столько не выставляют, ибо нет спроса. Другой вопрос, что спроса нет и с перевозчиков. Известный эксперт Владислав Бородулин подчеркивает, "...в современном мире нет понятия "цена билета". Все зависит от того, где ты купил, когда, каковы условия применения тарифа. Цена билета не зависит от расстояния совсем – цена билета определяется спросом". У перевозчика есть услуга, по какой цене ее продавать – это его и только его дело. Если есть возможность заработать на ажиотаже – надо зарабатывать. 

Решающий матч сборной России в группе организаторы отправили в Самару, где 25 июня наши футболисты встретятся с конкурентами из Уругвая. Самара находится на полпути между Москвой и Екатеринбургом, но к ценам это не имеет никакого отношения. Ни на "Аэрофлоте", ни на "Победе" вы уже не улетите – билетов попросту нет (не исключена, конечно, организация дополнительных рейсов). Самый дешевый вариант на 24-26 июня – 25 тыс. рублей "Ютейром", хотя за месяц до этого перелет обойдется всего в 6 тысяч ("Аэрофлот" в мае вас домчит туда-обратно и вовсе за 3 500).

Неплохая идея прилететь в наш взятый для примера Екатеринбург в середине июня и улететь в начале июля (то есть по бюджетным ценам): город очень современный, красивый, можно и футбол посмотреть, и отдохнуть. Возникает лишь одна проблема – стоимость проживания.

Где жить

На популярном сервисе Booking.com, где обычно есть сотни бюджетных предложений, ситуация выглядит катастрофичной. Все еще есть места в хостелах – правда, места, где можно было остановиться за 700 руб. в сутки (в общей комнате) в районе матча 15 июня обойдутся минимум в 2000 руб., а на 21 июня (французы на Урале!) просто исчезнут. Примерно так же ведут себя гостиницы – и в бюджетном, и в премиальном сегментах на данный момент (при заказе в середине января) цены в три-пять раз выше, чем в прошлом июне. Впрочем, нет сомнений, что ближе к чемпионату цены скорректируются в зависимости от спроса. Скорее всего, многие забронировали места "на всякий случай" и позже отменят бронь, но может получиться и наоборот – новая волна бронирования после покупки билетов на поезда.

С апартаментами ситуация хуже – не связанные условностями и обязательствами хозяева квартир (а гостиниц у нас не хватает, да и снимать жилье зачастую удобнее) действительно взвинтили цены. Люди, сдававшие жилье на двух человек по 3 тысячи за ночь (достаточно высокая цена для Екатеринбурга), в июне намерены делать это за 30 тыс. рублей. На сервисе Booking.com мне удалось найти лишь шесть квартир на 13-16 июня, в которых стоимость ночи не превышает 13 тыс. рублей. И это речь о матче уровня Египет – Уругвай. 

Самара не Екатеринбург: городок бедный, цены на аренду жилья там существенно ниже, чем в Екатеринбурге (в нормальных условиях за 1500 в сутки вы получите весьма приличную квартиру в центре). Но только не в день прилета футболистов из России и Уругвая! Хостелы забиты практически полностью – вдвоем на три ночи (чтобы в воскресенье погулять по Самаре, а в понедельник посмотреть футбол) вы "попадете" минимум на 15 тысяч в общей комнате хостела (2,5 тыс. с человека за ночь). Разваленная однушка на окраине – от 6 тысяч за ночь для двоих. Сколько-нибудь дешевую гостиницу можно снять в Новокуйбышевске, в 20 км от Самары.

А что же Москва и Санкт-Петербург? Вы будете смеяться, но в этих городах остановиться намного проще, чем в Самаре и Екатеринбурге. Изобилие предложений на рынке апартаментов заставляет "прогибаться" и гостиницы с хостелами. Прибывшая в столицу пара найдет себе однушку на три дня на окраине Москвы (общественный транспорт в городе хорошо развит) всего за 10–12 тысяч рублей, а уж за 15 тысяч выбор просто огромен.

В общем, проживание в провинциальном городе, куда единственный раз заехал большой футбол, будет реальной проблемой. И тут на помощь может прийти каучсерфинг – поиск "друзей по обмену жильем". Вы приезжаете к людям в гости с условием, что при случае и сами окажете им гостеприимство. Это может быть и формой прямого обмена: скажем, если вам, москвичу, жизненно необходимо вживую посмотреть матч Россия – Уругвай 25 июня, то наверняка найдется житель Самары, который мечтает в это время просто погулять по Москве. Вы можете просто обменяться ключами – при условии, конечно, некоторого взаимного доверия.

Едем

Что объединяет все эти сервисы? На них не распространяется антимонопольное законодательство. Даже наш всемогущий "Аэрофлот" делает все, чтобы не получить долю рынка, которая заинтересует ФАС, ибо доминирование автоматически предполагает регулирование тарифов.

А вот РЖД – монополист. И в силу этого не может просто так поднимать цены, не согласовав этого с целым рядом государственных структур. Простые смертные смогут ездить по вполне нормальным тарифам – лишь с традиционной летней наценкой. Главное – успеть взять билеты.

На все поезда и прицепные вагоны, курсирующие во внутригосударственном сообщении, продажа билетов открыта за 90 суток (на ряд поездов за 60 или 45) до даты отправления поезда. Таким образом, если мы хотим попасть из Москвы в Екатеринбург в четверг 21 июня, перед матчем французов с перуанцами, нам надо купить билет на утро среды. В день написания статьи билеты можно купить самое позднее на 11 апреля, а в первые дни продаж цены всегда самые низкие. Билет в купе стоит менее 3 тыс. рублей, плацкарт – от полутора тысяч. Правда, в середине апреля действует сезонный коэффициент 0,90, а во второй половине июня – 1,20, то есть цены будут на треть выше, но это не так уж трагично.

Цена на билеты между Москвой и Самарой в полтора раза ниже, но спрос обещает быть довольно высоким, поэтому лучше начать "ловить" билеты ровно за 90 суток до отправления. На матч 25 июня надо выезжать накануне, значит, продажа билетов откроется 26 марта в это же время. Напомним, что по правилам РЖД цены на купейные билеты вырастают ближе к дате отъезда.

Собственное авто позволит сэкономить только при условии, что в машине несколько пассажиров. Расстояние по автодороге между Москвой и Екатеринбургом составляет 1800 км (через Ярославль – Киров – Пермь) или 2000 км по более качественной, но и более востребованной дороге через Пензу – Тольятти – Уфу. С двумя водителями реально доехать чуть больше чем за сутки при расходе бензина порядка 150 л на более-менее экономичной машине – то есть 6000–6500 руб. только на бензин в одну сторону. По полторы-две тысячи с носа на четверых – очень демократично. Дорога Москва – Самара существенно короче – 1050 км по трассе М5. Можно уложиться в тысячу рублей с человека.

С парковками в центре Екатеринбурга, кстати, очень плохо – лучше оставить машину где-то на окраине. В более просторной Самаре с этим пока что попроще.

* * *

По всем параметрам очевидно: опоздавшие платят больше. Если вы до сих пор не решили проблемы логистики, уже поздно. Это относится и к авиабилетам, и к бронированию жилья, ожидается лишь схватка за дешевые железнодорожные билеты. Бизнес вам не поможет, это не входит в его задачи, поэтому полагаться стоит на простые человеческие связи: подсесть к кому-нибудь в машину ("блаблакар" и аналогичные сервисы), обменяться с кем-то жильем (каучсерфинг в соответствующих приложениях и социальных сетях). Результатом может стать не только живое посещение футбола, но и обретение новых друзей, что, честно говоря, в нашей жизни гораздо ценнее.