Гендиректор и основатель компании "Флай Дрон" Никита Данилов в интервью телеграм-каналу "Беспилот" прокомментировал идею Минтранса о введении свидетельств внешних пилотов (операторов БПЛА). По словам Данилова, инициатива Минтранса в целом отвечает текущим интересам рынка, но многое зависит от её реализации.
"Главное – не отпугнуть желающих освоить специальность излишне забюрократизированными и громоздкими процедурами", – считает он.

Сейчас свидетельство внешнего пилота или оператора БАС требуется при трудоустройстве в компанию-эксплуатанта для допуска к осуществлению полётов беспилотников массой от 30 кг, для выполнения легальных полётов на территории населённых пунктов, для того, чтобы у компании-эксплуатанта не возникали проблемы после проверок со стороны регулятора.
В то же время работодатели порой не могут объективно оценить уровень операторов, которых они нанимают. Кроме того, до сих пор нет единых стандартов аттестации и обучения операторов БПЛА.
Решить эти проблемы можно созданием прозрачных правил аттестации и требований к операторам, а также реализацией пилотного проекта по введению категорий специалистов в области БАС. Для внешних пилотов категории могут быть следующими:
- А – FPV массой до 10 кг;
- B – БВC коптерного типа (например, DJI Mavic) взлётной массой до 30 кг;
- C1 – БВС самолётного типа массой до 30 кг;
- С2 – БВС самолётного типа массой от 30 кг;
- D – тяжёлые БВС вертолётного типа;
- Е – для некоторых прочих типов, требующих особых навыков управления.
Иными словами, права на управление дроном вполне могут выдаваться по аналогии с водительским удостоверением, установленным 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Параллельно надо определить требования к аттестации операторов БВС и порядок ее проведения. Требования будут отличаться в зависимости от типов.
"После подтверждения квалификации внешним пилотам целесообразно присваивать ещё и соответствующую военно-учетную специальность. Ведь в сфере БПЛА практически все имеет двойное назначение. Не менее важный момент – определить требования к организациям, проводящим аттестацию операторов БВС и разработать четкие рекомендации к учебным программам подготовки таких специалистов", – пишет "Беспилот".
Следующими шагами станут утверждение формы свидетельства оператора БВС и порядка его выдачи, внедрение системы аккредитации организаций, проводящих аттестацию операторов БВС по единым стандартам, и создание центров по обучению и аттестации операторов БВС с выдачей соответствующих свидетельств.
По мнению Данилова, программа по обучению должна включать теоретическую и практическую части. К теории относится знание общих требований, основных нормативно-правовых актов, обязанностей эксплуатанта/пилота, типов и оснащения БАС, миссий, бортового оборудования и так далее. К практике – планирование и согласование полётов, подготовка БАС и оборудования к полёту, взлёт, плановая посадка, экстренная посадка, маневры в пределах прямой видимости и за её пределами, управление беспилотником в различных погодных условиях.
"Экзамен также должен делиться на теоретическую и практическую части. Первую имеет смысл проводить в электронном виде, обе – в привязке к категории получаемых прав. Но важно не перестараться и не отпугнуть потенциальных внешних пилотов. Иначе мы собственными руками создадим на развивающемся рынке дефицит кадров", – заключил "Беспилот".