Статьи

Болтон — на выход: кто подсидел советника Трампа

Болтон — на выход: кто подсидел советника Трампа

Дональд Трамп уволил своего советника по нацбезопасности Джона Болтона. Он отметил, что не согласен со многими его предложениями и в услугах больше не нуждается. 70-летний Болтон продержался полтора года — за время президентства Трампа он стал уже третьим на этом посту. Неожиданное решение приоткрывает завесу тайны над тем, что за кабинетное противостояние происходит в Белом доме аккурат перед предстоящими выборами в 2020 году. Почему отставили Болтона и кто придет ему на смену, объясняет Малек Дудаков.

Времена президентских советников-долгожителей в США уже давно прошли. Когда-то должность советника по нацбезопасности считалась настолько влиятельной и священной, что подвергалась ротации лишь со сменой главы государства. Например, Ричард Никсон все пять лет на посту неукоснительно слушал любые советы Генри Киссиджера, а Джимми Картер четыре года получал консультации от Збигнева Бзежинского.

Ричард Никсон (в центре) и Генри Киссинджер (слева) | Фото: GETTY

И неудивительно, ведь именно у советника по нацбезопасности имеется больше всего возможностей влиять на международную политику исполнительной власти в США. А это как раз та сфера, которая находится в прямом подчинении у президента: при принятии решений ему зачастую не требуется проводить никаких согласований с Конгрессом.

Другие члены президентского кабинета, вроде госсекретаря или министра торговли, подчиняются главе государства: они обязаны осуществлять любые поставленные перед ними задачи, даже лично им не нравящиеся. В отличие от них советники занимаются именно консультированием президента: они не должны по уставу госслужбы выполнять его приказы, хотя на практике это считается правильным.

Предшественники

Трамп за три года на посту в Белом доме уже успел сменить трех советников по нацбезопасности, поставив своеобразный рекорд. Первый из них, Майкл Флинн, ушел в отставку в течение первого месяца работы из-за скандала с "Рашагейтом". Он фактически оказался жертвой того самого "глубинного государства", которое так любит критиковать Трамп. Агенты ФБР застали его врасплох в его офисе и принудили дать показания о телефонном разговоре с послом России Сергеем Кисляком. За неточности в показаниях его затем и осудили, хотя буквально сейчас Флинн продолжает бороться за снятие всех обвинений, обвиняя ФБР в осуществлении политически мотивированной провокации против него.

Майкл Флинн | Фото: Euronews

Вторым советником Трампа стал генерал Герберт Макмастер: он был типичным вашингтонским клерком, упорно поддерживающим общепринятые позиции во внешней политике. Макмастер считался своего рода "нормальным" (как его описывали журналисты) членом аппарата Трампа. Он выступал против начала торговой войны с Китаем, поддерживал дальнейшую интеграцию Евросоюза и сохранение блока НАТО, был сторонником отправки дополнительных американских войск в Афганистан и Ирак.

Макмастер был уволен в марте 2018 года, когда стало очевидно, что из-за противоречий во взглядах с президентом он просто не может продолжать занимать должность советника по нацбезопасности. На его место Трамп быстро нашел замену и довольно неожиданную: давно ушедшего на пенсию дипломата и историка Джона Болтона.

Герберт Макмастер | Фото: NBC

Слишком агрессивный

Болтон был человеком своей эпохи — "ястреб"-неоконсерватор, работавший в различных советах при администрации Рональда Рейгана и Джорджа Буша-старшего. Но широкую известность он получил лишь в 2000-е годы, занимая публичные должности в команде Джорджа Буша-младшего. Тогдашним пиком его карьеры стал пост посла США при ООН — органе, который сам Болтон очень не любил. На заседаниях ассамблеи ООН Болтон запомнился уничижительными речами о роли организации в современном мире и требовал от нее поддержки любых действий властей США.

Нет никакой ООН. Есть лишь рыхлое международное сообщество, которое может быть ведомым единственной супердержавой в мире — США — когда это выгодно нашим интересам. 

Его "ястребиные" позиции оказались слишком радикальными даже для неоконсерваторов в кабинете Буша-младшего — Болтона быстро заставили уйти в отставку. Отправившись на пенсию, экс-посол писал статьи и аналитические заметки, комментировал нынешнюю обстановку в мире и, вероятно, даже и не думал, что у него появится еще один шанс поработать в президентской администрации.

Но в 2015 году Болтон сделал очень верную ставку на восходящую звезду республиканской политики — Трампа. Уже осенью того года, в разгар республиканских праймериз, Болтон начал писать хвалебные статьи в поддержку Трампа. Его расчет был очевидным: Трамп, политический неофит, не имел своей команды экспертов и четко обозначенной идеологии. Вместо этого он апеллировал к электорату с набором не связанных друг с другом популистских лозунгов. Обратив на себя внимание кандидата, Болтон мог получить возможность стать его "ментором" и оказаться на вершине политического Олимпа — в Белом доме.

Джон Болтон и Дональд Трамп | Фото: The State Press

К тому же Трамп во многом выражал взгляды, действительно близкие Болтону. Он старался показать себя американским националистом, которого в первую очередь заботят интересы США, а не какие-то идеалистические представления о распространении свободы и демократии во всем мире. Трамп занимал откровенно антимиграционные позиции, на которых находился и Болтон. Ведь его собственный аналитический центр (Gatestone Institute) являлся чуть ли не самым известным критиком политики свободных границ и принятия беженцев с Ближнего Востока.

И в 2018 году мечты Болтона сбылись: ему досталась одна из самых влиятельных позиций в стране. На посту советника по нацбезопасности он мог оказывать давление на международную политику США как никто другой — за исключением, понятно, самого Трампа.

Советник ненужных идей

Но получив в руки такую власть, Болтон столкнулся с ворохом нерешаемых проблем. Инерция государственной машины США такова, что ее политику очень трудно изменить. В свою очередь Трамп не собирался следовать какому-то плану действий и во всем подчиняться Болтону. Да и в президентском кабинете у Болтона оказалось не слишком много союзников — ни идеологических, ни аппаратных. За целый год на посту ни одна из задумок Болтона так и не воплотилась в жизнь.

Его ключевой затеей было стремление осуществить план Киссинджера наоборот — попытку сближения с Россией для того, чтобы внести раскол в отношения Москвы и Пекина. В условиях сохранения санкций и общей напряженности никаких успехов по этому направлению достичь не удалось.

Болтон в России: на встрече с Путиным, Лавровым и Патрушевым 1/3
Болтон в России: на встрече с Путиным, Лавровым и Патрушевым 2/3
Болтон в России: на встрече с Путиным, Лавровым и Патрушевым 3/3

Болтон лично курировал международную кампанию давления на Венесуэлу, которая по его идее должна была завершиться сменой режима в Каракасе. Но ни выступления оппозиции, ни отправка гуманитарных грузов, ни создание коалиции дружественных США стран Латинской Америки в противовес Венесуэле не принесли успеха. А последний козырь — военную интервенцию — Болтону осуществить попросту не дали.

И не только в Венесуэле: ведь с началом нового кризиса в Персидском заливе именно Болтон требовал активнее всех нанести военный удар по Ирану. Запуск ракет "Томагавк" с крейсеров ВВС США должен был осуществиться вечером 21 июня, но буквально за 10 минут до поставленного срока Трамп отменил приказ Болтона.

Постепенно становилось очевидным, что Болтон теряет доверие Трампа. Не столько даже из-за разницы во взглядах — о ней отлично знал и сам Трамп, еще когда принимал Болтона на службу. Дело именно в неэффективности, в неспособности успешно реализовать свою стратегию, что в глазах Трампа превратило Болтона из опытного дипломата в дилетанта, не знакомого с азами своего дела.

Соперник Болтона

На его фоне поднялась другая фигура, одновременно и похожая, и не похожая на Болтона. Это Майк Помпео, экс-конгрессмен от Канзаса и экс-глава ЦРУ, получивший год назад должность госсекретаря. По своим взглядам он близок к Болтону, будучи также "ястребом" и неоконсерватором. Однако по своей натуре он антипод интеллигентного и немного догматичного Болтона. Помпео — бизнесмен, который старается со всеми договариваться и приходить к прагматичному решению любой проблемы. С таким складом характера ему гораздо проще ладить с Трампом: они находят общий язык чуть ли не по каждому вопросу.

Майк Помпео вместе с Трампом на встрече с представителями стран НАТО | Фото: Reuters

Между Болтоном и Помпео целый год шло противостояние за позицию "правой руки" Трампа во внешней политике. Помпео был более влиятельным членом команды Трампа, но Болтон всегда находился рядом с президентом в Овальном кабинете, в то время как госсекретарю приходилось все время ездить по миру.

Из этого противоборства Помпео вышел очевидным победителем. За время службы он смог вывести Госдепартамент из того состояния комы, в котором ведомство оказалось при предыдущем госсекретаре Рексе Тиллерсоне. Именно Помпео уговорил Трампа отменить его же указ о запрете на найм новых госслужащих, в связи с чем больше трети мест в Госдепартаменте пустовало. Он вернул многих опытных дипломатов на работу в Госдепартамент и запустил остановленные ранее международные программы. Помпео даже придумал новый неформальный слоган для своего ведомства:

Госдепартамент — это ключевое агентство, выполняющее все указания президента США.

Успехи Помпео не остались незамеченными. Именно он сопровождал Трампа во время недавней поездки в демилитаризованную зону между Северной и Южной Кореей. В то же время Болтона отправили на второстепенную конференцию в Монголию.

Символично, что окончательный разрыв отношений с Болтоном у Трампа произошел именно из-за политики, которую курировал Помпео. Речь идет о ведении мирных переговоров с представителями "Талибан**а*" (запрещенной в России организации), ими Помпео заведовал еще с 2017 года.

Госсекретарь встречался с лидерами "Талибана"* в Катаре, где у них имеется единственное в своем роде неофициальное консульство. Он же вырабатывал общий план мирного урегулирования, который бы позволил вывести основную часть американских войск из Афганистана и создать правительство национального согласия с участием нынешних руководителей страны и "Талибана".

Помпео вместе с главой НАТО Йенсом Столтенбергом на переговорах по Афганистану 3 сентября

Трамп поручил Помпео заняться организацией визита представителей "Талибана"* в резиденцию президентов США в Кэмп-Дэвиде. Болтон, судя по всему, был настолько недоволен этим решением, что сообщил о тайной подготовке визита в прессу. С ожидаемым результатом: медиа подняли привычную истерику, и Белому дому пришлось срочно отказываться от мероприятия, заморозив дальнейший процесс переговоров по Афганистану.

Сменщики-"голуби"

Действия Болтона возмутили и Трампа, и вице-президента Майка Пенса, которые совместно и отправили его в отставку. Им было известно об идеологических противоречиях с Болтоном: тот выступал против вывода войск из Афганистана и заключения любых сделок с "Талибаном"*. Однако информационная утечка была воспринята как акт фактической измены, за которым могла последовать только отставка.

Трамп долгое время считал Болтона полезным публичным "активом" в своей команде, помогающим в давлении на другие страны. Их дипломаты, зная, какой "ястреб" работает вместе с Трампом, могли беспокоиться о том, что американский президент начнет во всем следовать его совету. Но сейчас это место уже занял другой "ястреб" — Помпео, который в итоге и выиграл в "схватке неоконов под ковром".

Майк Помпео и Стивен Мнучин смеются на пресс-конференции после увольнения Джона Болтона

Показательно, что все вероятные кандидаты на замену Болтона отличаются "голубиными" взглядами. Отставной полковник и эксперт Fox News по внешней политике Дуглас Макгрегор выступает за возвращение войск из Афганистана, считает НАТО отжившей и бесцельной структурой. 

Представитель США по вопросам Северной Кореи Стивен Биган поддерживает постепенный вывод американских солдат с Корейского полуострова после его денуклеаризации. 

Генерал-лейтенант и советник вице-президента Кит Келлог является сторонником сокращения американского участия в делах Сирии и Ирака.

Любой из них на фоне идеолога Болтона окажется скорее технократом-прагматиком. Ну, а сам Болтон сможет заработать себе миллионы долларов на публикации мемуаров о своем годе работы в администрации Трампа, которые наверняка выйдут ближе к выборам-2020.

* террористические организации, запрещенные на территории России

  • * «Талибан» – террористическая организация, запрещенная в России.