Вчера валютный долговой рынок страны установили очередные антирекорды. Евро подорожал почти до 82 рублей, доллар - до 70 с половиной. За несколько дней сентября российская валюта потеряла 4% своей стоимости, а с начала августа упала уже на 12% к доллару и евро. Еще хуже ситуация на долговых рынках. Дмитрий Лекух уверяет, что санкции США, торговые войны и "падение всех валют развивающихся стран" тут ни при чем.
Чтобы было понятно: доходность некоторых выпусков долгосрочных государственных облигаций 10 сентября, впервые с 2014 года, превысила даже размер ключевой ставки ЦБ. И по некоторым позициям поднялась выше откровенно кризисных 9,3%. А так называемый индекс RGBI (характеризует ситуацию на рынке российского госдолга) продолжил начавшееся в начале августа и усилившееся в сентябре "свободное падение". И его доходность тоже достигла нового двухлетнего максимума — 9,1%. Чиновники "финансового блока" не очень любят говорить, но именно из-за ситуации на долговом рынке Минфин не смог разместить облигации федерального займа. А за две недели до этого так и вообще отменил аукцион по госбумагам.
При этом никаких – подчеркиваю - никаких серьезных объективных причин для такой волатильности нет. Российская экономика, несмотря на плохие прогнозы все того же "финансово-экономического блока", растет. Буквально 10 сентября Росстат повысил оценку роста ВВП России в первом полугодии 2018 года до 1,7%, с 1,6%. Более того, оценка роста ВВП во II квартале текущего года повышена до 1,9% с 1,8% относительно аналогичного периода 2017 года.
Что еще смешнее, при этом Минэкономразвития, которому, казалось бы, по должности "положено быть оптимистом", оценило прирост ВВП за второй квартал ниже обновленной официальной оценки Росстата.
У нашей страны профицитный бюджет, положительное внешнеторговое сальдо и колоссальные золотовалютные резервы. Так откуда эта картина на валютных и долговых рынках? Особенно если учесть, что сезонный "отпускной" пик спроса на валюту уже и у населения пройден. Более того, все происходящее совершенно необъяснимо и с точки зрения нефтяной динамики: одновременно с падением рубля отмечается рост цены на нефть - баррель марки Brent немного не дотягивает до $78.
Самое замечательное и смешное объяснение дает официальный Минфин, утверждающий, что нам все это только "кажется", а вот на самом деле "все очень хорошо". Заместитель министра финансов Владимир Колычев объясняет происходящее так:
Волатильность, которую сейчас видим, имеет не системный, не структурный характер, а скорее временный, связанный с перетоками капиталов в целом по миру с развивающихся в развитые экономики. Когда это закончится, тогда это успокоится.
Вот только падение рубля по отношении к основным резервным валютам за срок чуть больше месяца на 12% и превышение процентов по ОФЗ ключевой ставки ЦБ никакой "случайной волатильностью" и "перетоками капиталов в целом по миру" при всем желании совершенно точно не объяснишь.
А объяснения происходящему довольно просты. Тут нет ничего сложного: работают и объективный, и субъективный фактор.
Объективный - американская политика, но только не по отношению к нашей стране, а по отношению к развивающимся экономикам вообще, вызвавшая падение турецкой лиры (не только ее одной, просто это наиболее близкий и понятный пример).
Но одних объективных факторов тут явно недостаточно. У нас, по сравнению с той же Турцией, совсем другая структура экономики, в ней нет такой импортозависимости и много чего еще. А вот если на санкции еще и наложить фантасмагорические действия, которые декларируются "финансовым блоком"...
Совсем недавно волатильность рубля удалось довольно просто остановить: ЦБ просто остановил закупку валюты в рамках "бюджетного правила", за который Минфин готов стоять насмерть. И он, естественно, нашел "обходной маневр": в сентябре Минфин будет покупать валюту у ЦБ без совершения регулятором эквивалентных покупок на внутреннем рынке. На конец августа объем международных резервов ЦБ составлял более 457 млрд. долларов, поэтому возможность для такого маневра есть. И рубль тут же начал падать, а проценты по ОФЗ снова пошли вверх, уже даже чем-то напоминая в динамике начало знаменитой по 1988 году "пирамиды ГКО".
Более того, Минфин еще и громко похвастался через все возможные СМИ "предстоящими рекордными закупками валюты", что вообще необъяснимо с точки зрения здравого смысла. Ибо при любом заранее объявленном buy back (это просто закон рынка) стоимость покупаемого товара (в данной ситуации валюты) просто очевидно должна расти, это вам любой начинающий трейдер подтвердит.
И ответ на эти возможные и вполне предсказуемые спекулятивные действия рынка был совсем фантасмагорическим: в отличие от предыдущих месяцев конвертация средств будет проводиться не на свободном рынке, а путем покупки валюты казначейством у ЦБ без совершения регулятором эквивалентных покупок на внутреннем рынке. Это означает, что рубли в экономику не вернутся, а стерилизуются в недрах ЦБ. То есть сейчас к изъятию валютной массы из экономики добавляется еще и изъятие массы рублевой. А дальше – все предсказуемо: таргетирование, рост ключевой ставки, рукотворный кризис ликвидности.
И ни о каком росте и реформировании экономики в подобного рода ситуации можно даже и не заговаривать. И объяснений этому рукотворному кризису сейчас только три.
Версия первая: за счет падения рубля можно украсить бюджет. Версия, кстати, вполне правдоподобная: так на нашей памяти, к сожалению, уже делалось. Вот только реально напрягает ситуация на долговых рынках, да и падение рубля слишком серьезно, так его можно и от "штопора" не удержать.
Вторая версия, еще циничней: финансово-экономические ведомства, может, забыли, что они должны представить шаги для исполнения реформ, прописанных в майском указе президента. Октябрь, когда они будут обязаны представить высшей власти "положительную программу" по развитию экономики страны, уже на носу, а там, как говорится, "конь не валялся". И ведомствам это представление программы жизненно важно хотя бы отложить, причем с наименьшими кадровыми потерями.
А реально ситуация состоит в том - это и есть третья и основная версия - что не так уж и важно, чего добивались люди из "финансового блока". Важно то, что их телодвижения, помноженные на откровенную некомпетентность и их "экспертов", и подчиненных банально привели к расбалансировке системы на валютных и долговых рынках. И она тупо начинает выходить у них из-под контроля.
А вот это реально страшно: потому как вот эта адовая смесь исполнительности и некомпетентности может буквально на ровном месте привести экономическую ситуацию в стране к самым тяжелым последствиям. За которые, кстати, еще и никто не будет отвечать, потому как должностные инструкции прописаны так, что "у каждого своя тема и свой участок работы". И если наступит неминуемый "бзык", то все будут цитировать знаменитую интермедию еще Аркадия Райкина: "Я лично пришиваю пуговицы. К пуговицам претензии есть?".