Общество

Новое как ширма: как запрещенная соцсеть тестирует новые функции, забыв про безопасность детей

Новое как ширма: как запрещенная соцсеть тестирует новые функции, забыв про безопасность детей
Фото: РОЦИТ

Эксперт РОЦИТ, генеральный директор Фонда поддержки военно-патриотического кино Максим Ксензов на примере соцсети Instagram** рассказал, как в погоне за инновациями и трендами компании часто забывают о безопасности.

Любой современный ИТ-гигант стремится не отстать от рынка и запросов своих пользователей, регулярно вводя новые функции и "фишки". Материнская компания Meta*** постоянно добавляет в Instagram* небольшие улучшения. Например, тестирует надписи на фото в "каруселях", вводит для авторов каналов возможность проводить прямые эфиры, добавляет раздел "Баннеры" в профиль пользователя. И немного сюрреалистично осознавать то, что все это сочетается с вероятностью наткнуться на педофилов при рекламировании товаров для детей.

В частности, рекламодатели обнаружили, что Instagram* таргетирует объявления с участием моделей юного возраста на взрослых мужчин, несмотря на настройки рекламной кампании. Последующий независимый эксперимент журналистов подтвердил результат еще раз. А один из тестовых аккаунтов даже получил предложение заплатить за секс с изображенным в рекламе подростком.

Еще больше халатность Meta* подчеркивает то, что аналогичные проблемы на платформе были обнаружены еще годом ранее. Тогда расследователи из The Wall Street Journal и Стэнфордского и Массачусетского университетов выяснили, что педофилы используют рекомендательные механизмы Instagram* для продвижения своих сетевых сообществ. Тогда исследователи тоже создали тестовую учетную запись для просмотра предлагаемых этими аккаунтами материалов. В результате алгоритмы Instagram стали рекомендовать подписаться на другие аккаунты, содержащие сцены сексуального насилия над детьми. Кроме этого, выяснилось, что модераторы соцсети часто игнорировали жалобы пользователей на порнографические материалы извращенцев.

Сопоставив реальные проблемы Instagram* и обновления, которые получает платформа, мы можем отчетливо видеть реальный приоритет компании Meta* – деньги. Разумеется, я не считаю, что бизнес обязан работать себе в убыток или постоянно выходить "в ноль". Но когда твой продукт является прямой угрозой безопасности детей, вопрос заработка явно не должен стоять на первом месте до того момента, как проблема будет устранена.

На самом деле, корни вседозволенности Instagram* легко понять, посмотрев на статистику. Данная социальная сеть – четвертая по популярности во всем мире с 2 млрд активных пользователей в месяц. И один лишь взгляд на эти цифры отбивает желание создавать свои альтернативы у разработчиков во всем мире. Тем не менее это приводит к тому, что пользователи становятся "заложниками" халатности соцсети, а страны не могут пригрозить ИТ-гиганту ничем, кроме штрафов, которые в сравнении с его прибылью выглядят ничтожными.

Россия – одно из немногих исключений из этой ситуации. В нашей стране всегда исторически существовали соцсети, занимавшие серьезную долю рынка и не дававшие западным платформам полностью доминировать в Рунете. Наша страна уделяет особое внимание разработке альтернативных ИТ-решений.

Например, "ВКонтакте", "Одноклассники", LOOKY, "VK Видео", NUUM, TenChat и многие другие онлайн-площадки предоставляют пользователям схожий функционал с западными аналогами, однако на голову превосходят их в вопросах безопасности пользователей. Причина проста – отечественные разработчики понимают, что безопасность однозначно нужно ставить выше, чем баннеры и надписи на фото в "каруселях". А беспрецедентная поддержка государства создает благоприятную почву для дальнейшего улучшения пользовательского опыта без необходимости приносить в жертву психическое здоровье аудитории.

  • * экстремистские организации, запрещенные на территории России