Политика

Bloomberg: Санкции США против "теневого флота" РФ начали рушиться

Bloomberg: Санкции США против "теневого флота" РФ начали рушиться
Фото Jens Rademacher | Unsplash

Санкции США против танкерного флота России теряют свою эффективность, поскольку ряд внесенных в черный список судов впервые за более чем год загрузили грузы с российской нефтью, увеличив поставки сырья из страны, пишет Bloomberg. 

Эти меры Вашингтона ранее играли ключевую роль в ограничении способности Москвы транспортировать нефть и финансировать военные действия в Украине. Однако недавно три танкера, находившиеся под санкциями, загрузили нефть марки Pacific и покинули основной региональный порт. Спутниковые снимки также указывают на то, что больше судов уходит с якорных стоянок к западу от Находки, где они бездействовали после введения санкций.

Ключевая задача для Москвы — обеспечить доставку нефти на мировой рынок и снизить растущие транспортные издержки, которые негативно сказываются на доходах от нефтяного экспорта. Чем больше танкеров будет возвращено в эксплуатацию, тем лучше Россия сможет обходить западные ограничения. Для этого страна уже создала большой флот судов, принадлежащих малоизвестным компаниям, зарегистрированным в юрисдикциях, находящихся вне контроля западных стран, и избегающим использования западных сервисов.

В январе режим санкций был ужесточен администрацией Джо Байдена, включившей в черный список еще 161 судно. Эти меры первоначально существенно ограничили потоки нефти, однако президент Дональд Трамп, вступивший в должность, активно продвигает идею прекращения трехлетнего конфликта, что потенциально может привести к смягчению ограничений на торговлю российской нефтью. Тем не менее в последние четыре недели, по состоянию на 9 марта, экспорт нефти из всех российских портов увеличился на 300 тысяч баррелей в сутки, достигнув 3,37 миллиона баррелей — максимума с ноября 2023 года.

Экспорт арктической нефти из России также претерпел изменения после введения новых санкций 10 января. В частности, поставки в Индию, которая была основным покупателем подобных грузов, прекратились. Большая часть нефти, загруженной с начала года, отправляется на длинные маршруты, и часто её выгрузка происходит через посреднические танкеры, например у берегов Омана. Часть грузов направляется в Китай, хотя их разрузка порой сопровождается задержками. Например, супертанкер, перевозивший около 2 миллионов баррелей нефти Sakhalin, не смог разгрузиться в китайских портах Яньтай и Дунцзякоу и направился в третий порт — Хуандао.

Общий объем российских морских перевозок за неделю до 9 марта составил 24,39 миллиона баррелей на 32 танкерах, что немного меньше предыдущего значения в 24,71 миллиона баррелей. Среднесуточный экспорт за этот период снизился на 1% до 3,48 миллиона баррелей. Тем временем средние показатели за четыре недели выросли до 3,37 миллиона баррелей в сутки, что стало самым высоким уровнем за последние четыре месяца. Поставки в страны Азии, включая нефть с неуказанным конечным пунктом назначения, увеличились до 3,21 миллиона баррелей в сутки, повторяя значения мая 2023 года.