Политика

The Economist поразился устойчивости российской экономики

The Economist поразился устойчивости российской экономики
Фото Nikita Ermilov | Unsplash

Экономика России за два года эскалации на Украине и связанных с ним масштабных западных санкций не раз бросала вызов пессимистам с их прогнозами — в итоге финансовый крах, который активно предсказывали весной 2022 года, так и не наступил, пишет британский журнал The Economist.

На некоторое время российская экономика оказалась в состоянии рецессии, однако она и длилась недолго, и спад оказался менее серьезным, чем ожидалось. Одним из "пугающих" факторов до недавнего времени оставалась инфляция: в прошлом году цены быстро росли, экономисты не исключали, что они могут выйти из-под контроля, и даже президент Владимир Путин попросил чиновников уделить этой теме "особое внимание".

Тем не менее последние данные показывают, что пессимисты вновь ошиблись, отмечает издание. Так, 13 марта будут опубликованы данные, демонстрирующие замедление инфляции в феврале до 0,6% в месячном исчислении по сравнению с 1,1% в конце 2023-го. Более того, в годовом исчислении инфляция, вероятно, больше не увеличивается, достигнув 7,5% в ноябре, а часть аналитиков ожидает, что в скором времени этот показатель снизится до 4%.

Издание полагает, что Россия движется к "мягкой посадке", при которой инфляция снижается, не разрушая экономику. Уже сейчас показатели следуют тенденции, существовавшей до начала СВО: ВВП вырос в реальном выражении на 3%, безработица остается рекордно низкой, бизнес чувствует себя относительно комфортно. Этого удалось достичь благодаря мерам стимулирования и тому, что за предыдущие годы компании и домохозяйства накопили значительные денежные запасы, которые они тратили в условиях повышенной инфляции и высокой стоимости заимствований.

Важным фактором также стало то, что компании смогли наладить цепочки поставок товаров из дружественных стран, в том числе из Китая. Фактором риска остается возможное обесценивание рубля из-за падения цен на нефть или новых санкций, а также ухудшение отношений с Китаем.