Статьи

Примеры для Илона Маска: как строят "города будущего" на пустом месте

Примеры для Илона Маска: как строят "города будущего" на пустом месте

Талантливый американский предприниматель Илон Маск озвучил очередную идею — построить самый современный город планеты. Местом строительства избран Техас. Предположительное название города — Starbase ("Звездная база"). В американском стиле заимствования топонимов Старого Света эффектнее было бы "Нью-Байконур", но организовать там космопорт вряд ли реально. Михаил Мельников рассказывает, какие еще "города будущего" построило или пыталось строить современное человечество. 

Мы с вами, конечно, знаем, что в веках, которые условно можно назвать современными, главным градостроительным проектом на пустом месте был город святого Петра на болотах. Сейчас обитатели этих болот ошибочно считают себя главными носителями русской культуры (да, автор из Москвы). Но все же создание Санкт-Петербурга — дела давно минувших дней. Настолько давно, что, пожалуй, со времен Ромула и Рема до Петра Великого градостроительство изменилось меньше, чем между правлениями Николая II и Владимира Путина. Новые города XXI века — или высокотехнологичные организмы, или утонченные фантазии художников...

Пустой китайский мегаполис

… Или неудачные бизнес-проекты, среди которых на первом месте традиционно называют китайский Канбаши. Город на севере страны, предназначенный стать жемчужиной Внутренней Монголии, был заложен в 2003 году, но массовое строительство не привело к массовому заселению людей. В 2009 году журналисты наградили пустующий мегаполис с широкими проспектами и парками звонким эпитетом "город-призрак", каковой Канбаши носит и поныне. Но со второй половины десятых годов центр округа Ордос все же начал заполняться людьми — сейчас там проживает чуть более 150 тысяч человек, тогда как жилья построено на 350 тысяч.

Канбаши

Южнокорейский "город будущего" Сонгдо

Архитекторы южнокорейского города Сонгдо, видимо, очень хотели превзойти Петра Великого — если он строил на болотах, то они и вовсе на воде, точнее, на специально намытом острове. Изначально это должен был быть частный проект компании Daewoo (корпорации в Корее сильны как нигде более), позднее объект заморозили и продали американцам, которые возобновили строительство. 

Две главных черты Сонгдо: он "зеленый", то есть выстроен с минимальным ущербом для окружающей среды (мнения рыб в Желтом море никто не спрашивал), и "умный" до безобразия. Город адаптирован под движение велосипедов, а если все же хочется авто, то практически вынудят выбрать электромобиль или гибрид. RFID-метки на машинах позволяют светофорам выбирать оптимальный режим работы. Видеокамеры автоматически анализируют число пешеходов и приглушают освещение на улицах, где их мало. 

Вообще, в Сонгдо отслеживается абсолютно все — зато вы можете, к примеру, со смартфона полностью управлять своим домом в этом городе из любой точки мира. Вот только люди в эту утопию не рвутся: построена лишь половина запланированных зданий, а заселена эта половина всего на четверть. Начали сравнением с Петербургом, а добились титула "корейского Чернобыля".

Южнокорейский Сонгдо

Столица Бразилии 

Абсолютной классикой "города по заказу" считается Бразилиа. Интересно, что в оригинале, на португальском языке, его название не совпадает с названием страны, ибо никакого окончания из гласных у государства Brazil нет. А вот советские переводчики, столкнувшись с проблемой совпадения топонимов, придумали не очень удачный трюк с окончанием "иа". Хотя, например, Тунису, Гватемале и Алжиру одноименность столицы и государства никак не мешает.

Бразилиа в 60-е

Бразилиа, который начали строить в 1955 году, замышлялся как плод сотрудничества выдающихся архитекторов Луиса Косты и Оскара Нимейера. Но в идеальную планировку вмешались не предусмотренные ими реалии жизни: большинство из 60-тысячной армии рабочих, воплощавших их гениальные идеи, не уехали домой после завершения своих контрактов, а предпочли остаться в Бразилиа. 

Денег на построенное их руками чудесное жилье у них не было, поэтому они быстренько возвели возле новой столицы привычные фавелы. К ним потянулись семьи – в общем, на отметку в 500 тысяч жителей город вышел в 1970 году вместо планового 2000-го. С высоты птичьего полета город должен был напоминать бабочку, а в центральной части при некотором воображении можно ее представить, но в целом же, увы, это вполне бесформенное нечто. В кварталах Косты-Химейера живут около полумиллиона человек, в несимпатичных окрестностях — в пять раз больше.

Город-проект Кустурицы

А вот у другого авторского городка такой проблемы не возникло. Город Андричград назван в честь югославского писателя Иво Андрича, а инициатором и руководителем строительства стал именитый режиссер Эмир Кустурица. 

Полноценным городом расположенный всего на 1,8 га Андричград назвать сложно, скорее это район Вышеграда, но там есть свои муниципалитет, театр, музеи, институт, храм, кинотеатр, пристань. А в 2020 году Кустурица раскрыл одну из причин, побудивших его взяться за столь необычный проект: здесь будет снят телесериал по культовому в Югославии роману Андрича "Мост на Дрине". Своего рода рекорд: реального города с постоянными жителями для проведения съемок не строил даже Голливуд!

Андричград

Австрийский Халльштатт

Удивительно красивый австрийский городок Халльштатт (Гальштат) никак не мог попасть в наш обзор, потому что ему, только по письменным источникам, более семи веков, а в реальности три тысячи лет. Так и стоит Халльштатт на берегу озера, под крутыми альпийскими склонами, расти ему некуда — кругом горы и вода. 

В городке всего тысяча жителей, которым, правда, приходится терпеть 700 тысяч туристов в год. Но турист туристу рознь: одному китайцу — владельцу металлургической компании Minmetals так приглянулся живописный Халльштатт, что он… в 2012 году построил в провинции Гуандун, в часе езды от Гонконга, китайскую пиратскую копию этого города! Кстати, жилье в гуандунском Гальштате сразу стало стоить дороже, чем в городе-оригинале.

Экономический город в Саудовской Аравии

Чрезвычайно интересным является проект короля Абдаллы в Саудовской Аравии — так называемый Экономический город на 173 кв. км, чуть больше Восточного округа Москвы. Одна из целей строительства — предотвратить чрезмерное разрастание существующих городов (прекрасный пример для России), другая — привлекать инвестиции и создавать рабочие места, не связанные с добычей углеводородов. 

Гигантский порт на Красном море, высокоскоростная линия железной дороги, четкое деление города на жилую, промышленную, офисную, образовательную зоны — Абдалла лично курировал каждый этап планирования и строительства. После его смерти в 2015 году темпы работ несколько снизились, но поставленные основателем задачи город уже начал выполнять.

Экономический город короля Абдаллы

Российский Иннополис

Российский ответ иностранным проектам — Иннополис, самый маленький (пока что) город нашей страны. Он заложен недалеко от Казани в 2012 году, статус города получил в 2015-м. Место выбрано интересное — на водоразделе нескольких рек, то есть высота над уровнем моря очень резко снижается от центра (200–220 м) к окраинам (вплоть до 53 м). 

Здесь находится особая экономическая зона для IT-компаний (более 100 резидентов), есть университет, несколько спортивных объектов, парки. 

А еще по Иннополису ездят первые в России беспилотные такси. Но до полноценного города этому поселению все же далеко: по официальным цифрам, число постоянных жителей не дотягивает и до 500, а по оценке городского руководства, здесь проживают около 4000 человек. Большинство арендуют жилье в шестиэтажных доходных домах, некоторые купили себе квартиры в уютных таунхаусах.

Жилой квартал Иннополиса

Минск

Вслед за Халльштаттом имеет смысл упомянуть еще один древний город, который в этом веке отметит свое тысячелетие, но в то же время выстроен в XX веке по единому плану. Речь идет, конечно, о Минске, центр которого был практически полностью разрушен во время Великой Отечественной войны. 

На момент освобождения Минска в нем оставалось менее 70 сколько-нибудь целых зданий (и заметная часть их была заминирована), причем несколько десятков домов было разрушено бомбежками уже после изгнания немцев. Всерьез рассматривался даже вариант строительства нового Минска в стороне от уничтоженного (примерно так поступили в XIV веке с Рязанью). 

Группа архитекторов полностью изменила планировку Минска, сделав ее по московскому образцу радиально-кольцевой. Визитной карточкой города стал проспект Сталина, связывавший центр с московской трассой, — он и сейчас выглядит впечатляющей композицией, но можно только представить, каким был бы нынешний проспект Независимости, если бы в 1955 году не началась борьба с архитектурными излишествами…

Проспект Сталина в Минске

* * *

Интересно, какую модель города изберет для себя "безумный Маск" — или вовсе забудет про свою идею, благо у него их и без того на несколько жизней припасено.