Общество

Ритейлеры пожаловались на маркетплейсы в ФАС из-за скидок

Ритейлеры пожаловались на маркетплейсы в ФАС из-за скидок
Фото Jason Leung | Unsplash

Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой на маркетплейсы, которые, по данным ассоциации, искусственно снижают цены на электронику. 

В письме, с которым ознакомился РБК, РАТЭК утверждает, что такая ценовая политика наносит ущерб сети розничных магазинов, которым становится сложно конкурировать с онлайн-платформами. Ассоциация просит ФАС проверить действия маркетплейсов на предмет соответствия антимонопольному законодательству.

По мнению представителей РАТЭК, маркетплейсы снижают цены на товары, в том числе за свой счет, что расценивается как демпинг. Такая практика приводит к ущемлению интересов других участников рынка и падению продаж в офлайн-рознице. По данным ассоциации, в 2024 году продажи электроники и бытовой техники в физических магазинах сократились на 16% в количественном выражении. Одновременно маркетплейсы, такие как Wildberries и Ozon, увеличили свою долю на рынке, став основным каналом продаж смартфонов и заняв 36% этого сегмента. Розничные сети, такие как "М.Видео-Эльдорадо" и DNS, потеряли лидерство, снизив свою долю с 40% до 34%.

Ассоциация утверждает, что разница в цене между маркетплейсами и розничными магазинами достигает 20–70%, что вынуждает традиционные сети сокращать свои операции, закрывать магазины и переходить на агентскую модель продаж. По словам представителя РАТЭК, это отрицательно сказывается на рынке: уменьшается ассортимент, сокращаются рабочие места и наблюдаются сложности с гарантийным обслуживанием. ФАС подтвердила получение письма и сообщила, что обращение будет рассмотрено в установленные сроки.

Представители маркетплейсов, включая Wildberries и Ozon, с претензиями не согласны. Они указывают, что продавцы на платформах сами устанавливают цены, а скидки, предоставляемые за счет маркетплейса, стимулируют спрос и увеличивают объемы продаж. Wildberries подчеркнул, что платформы заранее предупреждают партнеров о проведении акций и согласуют условия скидок. Ozon добавил, что их ценовая стратегия позволяет делать дорогие товары доступнее для покупателей, не снижая при этом прибыли продавцов.

Эксперты Ассоциации антимонопольных экспертов и Международной ассоциации развития маркетплейсов указывают на риск доминирования онлайн-платформ. Они считают, что демпинг может привести к монополизации рынка: офлайн-магазины будут закрываться, а маркетплейсы, оставшись без конкурентов, смогут повышать цены. В мировой практике подобное поведение уже расценивается как антиконкурентное, напоминают эксперты.